Рему Вяхиреву все чаще приходится опровергать слухи о своей отставке Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
В ПОСЛЕДНЕЕ время Кремль проявляет весьма настойчивый интерес к крупнейшей российской компании - "Газпрому". Три дня назад президент России Владимир Путин встречался с председателем правления этой компании Ремом Вяхиревым. А вчера глава государства встретился с председателем совета директоров газовой монополии Виктором Черномырдиным.
Причины столь активного интереса власти к "Газпрому" и его высшим руководителям очевидны. Нынешний председатель правления компании уже дал понять, что намерен оставить свой пост в 2001 году. И Кремль, подыскивая преемника Рему Вяхиреву, уже сейчас начинает формулировать требования к потенциальному кандидату на пост руководителя крупнейшей российской компании.
Темы вчерашней беседы Владимира Путина с председателем совета директоров "Газпрома", считающимся одним из кандидатов в преемники нынешнего главы компании, по словам Черномырдина, затрагивали практически все аспекты деятельности газового монополиста. Особенно президент интересовался впечатлением Виктора Степановича от проекта правительственной экономической программы Германа Грефа, один из разделов которой посвящен обоснованию необходимости реструктурировать газовую монополию. Черномырдин вышел из неловкого для него положения по-бюрократически тонко. Никого не обижая, он отметил, что он с ней "в общем согласен", но "есть вопросы, над которыми надо поработать и доработать".
Доработка и проработка, кстати, может состояться уже в самое ближайшее время в правительстве, которое должно рассмотреть представленную "Газпромом" программу работы с акциями. По мнению разработчиков проекта, он частично отражает "мягкий" вариант реформирования компании, который устроил бы и государство, и саму естественную монополию. К примеру, провести реформирование компании на акционерном уровне, не деля при этом ее собственность. Такой подход в "Газпроме", значительная часть активов которого сдается в аренду его же стопроцентным "дочкам", во многом применяется уже сейчас.
Необходимость реорганизации работы компании - далеко не единственное условие, которое государство уже фактически предъявило к потенциальному преемнику Вяхирева. На днях Альфред Кох и Александр Козаков публично презентовали планы не так давно возрожденной структуры "Газпром-медиа", в которой им принадлежат руководящие кресла. В задачи медийной вертикали "Газпрома" будет входить управление активами компании в СМИ. "НГ" не располагает данными, являлся ли этот проект инициативой Кремля, но поддержка администрации ему, безусловно, гарантирована.
Тем более что, как выясняется, "Газпром-медиа" имеет влияние на 54% акций "Медиа-МОСТа". Напрямую ему принадлежит 14%, а остальные находятся в качестве залога по кредитам. Если "Газпрому" вздумается подать иск на медиа-холдинг и его руководству не удастся рассчитаться с газовым монополистом живыми деньгами, Гусинский может лишиться контроля над своим детищем. Все это делает "Газпром" еще более привлекательным с точки зрения тех, кто метит в руководство компании, в том числе и от Кремля.
Другой характерный сюжет напрямую касается внесения в устав компании поправки, делающей принципиально возможным отставку председателя ее правления. "НГ" уже писала, что произошло это скорее всего не без участия Кремля или околокремлевских групп, имеющих в администрации заметное влияние. В настоящее время председатель правления "Газпрома" и его первый заместитель являются одновременно членами совета директоров, который, собственно, на основе консенсуса и принимает решение о досрочной отставке главы компании. Как удалось узнать "НГ", суть поправки заключается в том, что руководство компании, имеющее "двойное членство" по вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы, лишаются права принимать участие в голосовании.
В свою очередь, проявить свою лояльность Кремлю спешат и те, кого он об этом, в общем-то, не просил. К примеру, в последнее время лидер движения "Вперед, Россия!" Борис Федоров активно критикует деятельность топ-менеджмента компании. Так, по его мнению, уступка, сделанная газовым монополистом относительно поправки в устав компании, по сути меняет немногое, а фактически уже решенный вопрос о вхождении в совет директоров "Газпрома" главы одного из крупнейших европейских партнеров российской компании "Рургаз АГ" г-на Бергмана - предательством интересов государства.