ПЕРЕД обсуждением экономической стратегии России на ближайшее десятилетие правительство решило рассмотреть, может быть, более приземленный, но при этом столь же важный вопрос - подготовку к зиме. Эта тема давно служит удобным поводом для шуток - кажется, что каждый год зима обрушивается на российскую власть как неожиданное стихийное бедствие, а между тем речь идет о действительно серьезном вопросе. Напомним, что в прошлую зиму целый ряд российских регионов оказался на грани энергетической катастрофы.
Открывая заседание, премьер-министр Михаил Касьянов посетовал, что обсуждать степень готовности экономики к холодам приходится ежегодно, а решать неизбежные во время девятимесячного зимнего периода проблемы приходится по-прежнему административными методами. На фоне провозглашенных правительством либеральных реформ подобная практика выглядит странно. Теперь решено сделать еще одну попытку избежать энергетических проблем не с помощью начальственных окриков или вызовов "на ковер", а прежде всего экономическим регулированием рынка топливных ресурсов.
Как известно, прошлой зимой избежать острейшего энергетического кризиса в масштабах всей страны удалось во многом за счет благоприятных погодных условий - средняя температура оказалась на 1,4 градуса выше нормы. Надеяться на то, что еще раз повезет, явно не следует. Поэтому сразу несколько ответственных за снабжение ведомств - Минэнерго, Минатом и МПС - представили в правительство план действий по бесперебойному снабжению энергоресурсами населения и предприятий.
Сейчас топливный баланс исполняется с трудом, а по ряду позиций идет сильное отставание. Основную ответственность за сложившуюся ситуацию Минэнерго возлагает на РАО "ЕЭС России", которое на недопустимо низком уровне закупает мазут для своих электростанций: в апреле - только на 24%, в мае - на 22,6% запланированных объемов закупок. С задержкой идут и поставки угля. По данным МПС, отставание от графика составляет 800 тыс. тонн.
Между тем именно мазут должен занять более заметное место в структуре топливного баланса на ближайшую зиму. Его потребление предполагается увеличить с 19,4 до 25,3 млн. тонн. Сделать же это можно только одним способом - сокращением объемов экспорта мазута. Уже с 1 июля будут увеличены экспортные пошлины на мазут. Что касается газа, то его поставки на электростанции будут сохранены на прежнем уровне - 85,5 млрд. кубометров. Как заявил на брифинге в Доме правительства министр энергетики Александр Гаврин, нефтяные компании будут стимулироваться к расширению поставок мазута на внутренний рынок. Впрочем, он пока не смог сказать, насколько будут повышены пошлины.
Итак, уже второй год складывается положение, при котором нефтяные компании практически административными мерами обязываются государством решать проблемы, возникающие в работе РАО "ЕЭС". Хотя Александр Гаврин и заявил, что новые пошлины не будут носить откровенно запретительного характера, очевидно, что их введение приведет к сокращению валютной выручки экспортеров нефти. Государственная электроэнергетическая компания, управляемая Анатолием Чубайсом, которого его сторонники по-прежнему называют одним из лучших менеджеров страны, похоже, не в состоянии полноценно и своевременно расплачиваться с поставщиками топлива. Сможет ли прервать эту традицию новая программа реструктуризации электроэнергетики? Во всяком случае, первоначальный вариант программы был встречен в Минэнерго без энтузиазма: идет процесс ее корректировки, и, как сообщил Александр Гаврин, обсуждаемый вариант программы уже не тот, что существовал месяц назад.
Кроме того, похоже, власть намерена установить более жесткий контроль над соблюдением топливного баланса на осенне-зимний период - он будет утвержден специальным постановлением правительства, а снабжению внутреннего рынка будет отдан приоритет над экспортом.
Ход и итоги вчерашнего обсуждения показали, что говорить о реальной либерализации энергетического рынка страны пока не приходится. Фактор климата по-прежнему оказывает мощнейшее влияние на экономическую политику страны. Однако списывать на него все огрехи российских чиновников не стоит - пример РАО "ЕЭС" достаточно нагляден. Сосредоточенность руководства компании на глобальных планах реформирования отрасли вновь приводит к тому, что текущие проблемы снабжения электричеством приходится решать государству путем оказания давления на один из основных источников бюджета - нефтяную отрасль.