0
1128
Газета Политика Интернет-версия

23.06.2000 00:00:00

Кому нужна амнистия?

Тэги: амнистия, тюрьма, закон


Рисунок Вадима Мисюка

СИТУАЦИЮ, которая сложилась вокруг амнистии-2000, уже с полным основанием можно назвать скандалом. В него вовлечены не только законодатели, принявшие 26 мая постановление "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", не только Генеральная прокуратура РФ, обратившаяся к депутатам с просьбой пересмотреть принятый документ и внести в него существенные поправки, но и "прогрессивная общественность" (в частности, в лице адвокатов Владимира Гусинского), которая напрямую связывает предлагаемые поправки с уголовным делом медиамагната.

Надо сказать, что общественность (и не только прогрессивная) поначалу весьма неоднозначно отнеслась к очередному акту о массовом помиловании. Предположения, что грядет "холодное лето 53-го", обрастало всевозможными слухами и версиями о том, кому это в конечном счете может быть выгодно. Наиболее "продвинутые" аналитики, которые склонны во всем видеть сакраментальную подоплеку и происки Кремля, уже делали далеко идущие выводы: "кто-то наверху" явно заинтересован в том, чтобы сначала выпустить из тюрем огромное количество уголовников, а потом "закрутить гайки". Эта весьма распространенная версия очень хорошо укладывалась в популяризируемую ныне теорию об авторитаризме власти. Конечно, российский менталитет - вопрос отдельный, но страх перед террором власти на каком-то слепом генетическом уровне управляет нами в гораздо большей степени, чем страх перед настоящим разгулом преступности. Когда в июне прошлого года Госдума приняла постановление "Об объявлении амнистии", за которое, кстати проголосовало 400 депутатов, ни о каком "холодном лете 53-го" слухов не было. Да и вышло-то на волю фактически только 20 328 осужденных, потому что на самом деле решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица строго индивидуально.

За последние два года количество заключенных в России увеличилось на 60 тысяч, и, по данным на 1 мая 2000 года, в уголовно-исправительных учреждениях системы ГУИН Минюста РФ находились 1 миллион 58 тысяч человек, из них 273 тысячи - в СИЗО. По числу заключенных наша страна занимает первое место в мире: 810 человек на 100 тысяч населения (для сравнения в США - 670 заключенных, в Белоруссии и Казахстане - до 500, в Чили - 370, в странах Западной Европы - от 40 до 100). В российских тюрьмах находятся свыше 4 тысяч ВИЧ-инфицированных и 96 тысяч больных открытой формой туберкулеза. Нужно ли сомневаться, что количество больных там растет с каждым днем? Достаточно вспомнить историю с бывшим и.о. генпрокурора Алексеем Ильюшенко, когда в тюрьму сел абсолютно здоровый человек, а вышел из нее уже туберкулезник.

Как утверждают эксперты, для того чтобы, соблюдая все нормы российского законодательства, сохранить нынешнюю численность тюремного населения, необходимо, во-первых, реконструировать и капитально отремонтировать почти 90% тюремных зданий и сооружений, во-вторых, построить новые тюрьмы, рассчитанные на 500 тысяч мест и, в-третьих, увеличить в два раза расходы из федерального бюджета, чтобы зеки смогли просто выжить в чудовищных условиях (о международных стандартах речи вообще не идет). Для этого только системе ГУИН нужно 22 миллиарда долларов и еще 3 миллиарда требуется для тюремных изоляторов МВД, медицинских и реабилитационных служб. 25 миллиардов долларов - это 88% годового федерального бюджета России. Это всего лишь на 1 миллиард долларов меньше всех инвестиций, вкладываемых Западом в нашу экономику. А строительство одного уголовно-исправительного учреждения обходится государству примерно во столько же, что и строительство одного университета гуманитарного профиля.

Вывод из всего сказанного можно сделать только один - государству экономически невыгодно содержать в тюрьмах и СИЗО своих граждан в таком неимоверном количестве. Но если это действительно так, то крайне необходимо пересмотреть наше законодательство и, в частности, Уголовный кодекс, необходимо реформировать судебную систему. Дело это очень хлопотное и трудоемкое, поэтому, несмотря на то что по сути своей амнистия - акт антиправовой, гуманные законодатели наших граждан регулярно амнистируют. (Кажется, ежегодное массовое помилование - это уникальный случай в мировой практике?)

Амнистия-2000 уникальна вдвойне. Во-первых, по своей исторической значимости. Патриарх Алексий II предлагал провести акт помилования в честь двухтысячелетия христианства на Руси, но амнистию, хоть и с явным опозданием, все же приурочили к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне. Во-вторых, речь идет не о 2-3 тысячах и даже не о 120 тысячах заключенных, которые могут быть выпущены на волю, а в целом под нынешнюю амнистию подпадает около трех четвертей осужденных. Тем более что, если человек, на которого заведено уголовное дело, подпадает под амнистию, эти уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, предлагается прекратить.

Уникальна эта амнистия и с другой точки зрения, и в этом суть законодательного скандала. Вдруг выяснилось, что в работе депутатов, принимавших постановление об амнистии, обнаружен брак. В первоначальном варианте, который был направлен в комитеты, депутатские объединения, президенту, правительству, в Совет Федерации и другие структуры, под амнистию не подпадали лица, совершившие особо тяжкие преступления, хотя они и имели ордена и медали. Однако 24 мая текст документа был кем-то "подкорректирован" - из него исчез перечень статей УК РФ для осужденных, которые не могут амнистироваться по причине тяжести содеянного преступления, что обнаружилось только после состоявшегося голосования. Представитель президента в Госдуме Александр Котенков назвал это "подлогом", хотя многие депутаты склонны считать данное обстоятельство "простой технической ошибкой". Так, депутат от "ЯБЛОКА" Елена Мизулина, явно намекая на "дело Гусинского", заявила, что Дума не может менять свои постановления "только потому, что Генпрокуратура вдруг обнаружила свои недоработки". А по мнению председателя комитета по законодательству Павла Крашенинникова, такой поворот законодательства вообще нарушит права граждан, в том числе и тех, кто вышел на свободу в связи с амнистией.

Чья это была ошибка и ошибка ли это на самом деле, пока неизвестно, но, как сообщил депутат от "Единства" Александр Федулов, генпрокурор направил на места свой приказ о приостановлении акта амнистии до тех пор, пока Госдума не рассмотрит поправки и не внесет их в текст документа. Однако, поскольку сам документ принят и опубликован, данное распоряжение Владимира Устинова тоже может считаться противоправным действием.

Свое объяснение происходящему, которое тянет не только на скандал, но и на серьезные последствия с далеко идущими "оргвыводами", дал член комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин. Он уверен, что никакой "технической ошибки" нет, а вот "среди депутатов, которые работали с проектом постановления об амнистии, есть те, кто прямо заинтересован в такого рода коррекции документа, и, может, за это на их счета уже поступили круглые суммы". Илюхин рассказал, что, обнаружив "подлог" в начале июня, он обратился с докладной запиской к председателю палаты Геннадию Селезневу, а тот, в свою очередь, дал поручение "разобраться". По словам Виктора Ивановича, параллельно забила тревогу и Генпрокуратура: Устинов направил письмо Селезневу с пометкой "особо срочно", где говорилось о необходимости внести изменения в постановление об амнистии. Где произошел очередной "технический сбой", неясно, но депутаты дружно проголосовали за тот текст постановления, по которому, по мнению Илюхина, на свободу вышли те, кто совершил особо тяжкие преступления, но имел награды СССР или РФ. В то же время депутат подчеркнул, что в отношении тех, кто уже освобожден, решение менять не надо.

Теперь в Думе начинается служебное расследование, в котором задействованы не только депутаты, но и представители Генпрокуратуры и ФСБ. Но даже если выяснится, что у этого дела действительно есть конкретные виновники, никто не может гарантировать, что депутаты дадут амнистии "обратный ход". Ведь это постановление является законом прямого действия, который обратной силы не имеет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
452
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
513
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
308
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
396

Другие новости