ВЧЕРА иностранные инвесторы, собравшиеся в Москве на конференцию "Политика. Экономика. Власть", организованную "Ренессанс-капиталом", наконец получили возможность задать свои вопросы членам российского кабинета министров. Премьер Михаил Касьянов, правда, не приехал - он должен был участвовать в мероприятиях, проводимых в рамках встречи глав государств СНГ. Зато перед аудиторией выступили непосредственные разработчики программы - министр экономического развития и торговли Герман Греф и первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев.
Из их слов вырисовывалась, казалось бы, стройная и четкая картина. Четыре основных направления экономических реформ: снижение налогов, установление равной конкуренции и защита прав собственности, реформа естественных монополий, дерегулирование экономики (прежде всего для малого бизнеса). Преобразования будут осуществляться на трех уровнях: путем принятия новых законов, с помощью указов президента и, наконец, постановлениями правительства. А более 50% заложенных в программу шагов, как заявил Герман Греф, не требуют внесения изменений в законодательство. К их числу относятся, например, меры по наведению порядка в таможенной сфере. Не дожидаясь окончательного утверждения программы, правительство уже создало рабочую группу, которая к 15 июля подготовит предложения, предусматривающие сокращение дифференциации таможенных платежей по сходным группам товаров. Возможности таможенных органов по самостоятельному регулированию платежей будут ограниченны, а следовательно (предполагает правительство), сузится и почва для коррупции.
Впрочем, первый же вопрос из зала оказался, по признанию самого Грефа, "не в бровь, а в глаз". Вкратце его можно сформулировать так: "Начиная с 1992 года было много программ. Где гарантии, что будет реализована эта?" Греф вынужден был признать, что "пока мы можем говорить лишь о планах".
Организаторы конференции не забыли о принципах политического плюрализма. После достаточно уверенных заявлений Грефа и Улюкаева на инвесторов обрушился холодный душ скептицизма в виде речи Геннадия Зюганова. Правительственную программу он охарактеризовал как "оголтело либеральную", а значительную часть выступления посвятил критике программы реформ в электроэнергетике, предложенной извечным врагом лидера российских коммунистов Анатолием Чубайсом. "То, что предлагает Чубайс, не может быть честным", - свято убежден Геннадий Зюганов. Он, явно учитывая специфику аудитории, особо подчеркнул, что против планов главы РАО ЕЭС возражают и иностранные держатели акций российской энергосистемы. Глава НПСР уверен, что идеалы его движения и привлечение иностранных инвесторов вполне совместимы - он даже вспомнил, что в свое время Сталинградский тракторный завод тоже строили с зарубежной помощью.
Пока инвесторам предложили еще не утвержденный документ - специальное заседание правительства, посвященное обсуждению программы перенесено с 23 на 28 июня. Впрочем, можно надеяться, что отсрочек больше не будет - вчера появилась информация, что Владимир Путин выступит с ежегодным посланием Федеральному собранию уже 3 июля. Скорее всего президент захочет, чтобы экономическая часть его выступления была основана на уже согласованной программе кабинета. Причем, судя по содержанию представленных Грефом основ программы, на сегодняшний день они мало изменились по сравнению с вариантом ЦСР.
Тем не менее Геннадий Зюганов со своей критикой грефовских начинаний оказался в меньшинстве. Борис Березовский похвалил экономические шаги новой власти, назвав их "предельно корректными". Амнистия капиталов в виде проводимой налоговой реформы, по Березовскому, поспособствует возвращению российских денег, уведенных за рубеж. Хотя 95% его капитала, по его же словам, находятся в России. Похвалил Березовский и себя, назвав "Аэрофлот" и "Сибнефть" одними из самых прозрачных компаний, а также отнеся к разряду знаковых событий для экономики создание компании "Русский алюминий". "Русские вложили деньги в Россию. Большие деньги", - сказал он.
Впрочем, представитель крупного бизнеса не был столь благостен в оценках политической ситуации в стране. Хотя ничего принципиально нового по сравнению с многочисленными интервью, розданными им в последние несколько дней, он не сказал. Поругал Гусинского, "ставшего жертвой той машины, которую он создал". А заодно и власти за неадекватные действия в отношении медиамагната и их "молчаливое одобрение", позволяющее Березовскому предположить, что подобные "беззакония" еще могут повториться.
Досталось от Березовского и президенту - за Чечню и реформу государственного управления, которая разрушает модель ельцинского госустройства. Впрочем, Березовский пообещал, что мешать президенту в осуществлении его замыслов он не будет.