0
1420
Газета Политика Интернет-версия

21.06.2000 00:00:00

Сюжет для "великолепной семерки"

Борис Хмельницкий

Об авторе: Борис Григорьевич Хмельницкий - председатель совета банка "Кредит-Москва".

Тэги: полпред


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ президентом его полпредов в семи укрупненных округах дало официальный старт серьезной административной реформе. Целями ее стало укрепление вертикали власти и единства России, в недавнем прошлом бывшего простой разменной ставкой в игре на выживание правящей элиты. Между тем разговоры о том, что "семерка" превратится исключительно в коллективное "недреманное око государя", отдают известным русским соблазном простых решений. Чистка сараев, безусловно, занятие куда менее привлекательное, чем сладостный процесс борьбы под громким лозунгом текущего момента.

Однако единство государства, тем более такого масштабного и разнопланового, как наше, всегда базировалось на общности понимания экономических и оборонных интересов. И если полпреды не найдут своей ниши в непростых делах экономики своих подотчетных "материков", то они действительно останутся просто наместниками.

Только продуманная и разумная экономическая составляющая деятельности полпредов превратит их в союзников губернаторов и президентов, которые все острее нуждаются не просто в цивилизованном лоббировании своих интересов в Москве, но и в равноудаленном арбитре для местных, межобластных споров, у которых однозначно чисто экономическая подкладка.

Экономический аспект деятельности "большой семерки" важен еще и потому, что именно он в конечном итоге и подвигнул губернаторов на встречные шаги президенту. Трудно предположить, что они ратовали за новую систему отношений - за укрепление вертикали и за укрупнение административных единиц - исключительно в целях устранений противоречий между Конституцией РФ и местными законодательствами.

Это не самая острая головная боль наших нынешних сенаторов.

В то же время Владимир Путин заявил, что во многом идея текущей административной реформы принадлежит московскому мэру Юрию Лужкову. Потому-то, явно удовлетворенный президентским жестом, столичный мэр как бы на правах инициатора реформы уже в ходе своей первой продолжительной встречи с полпредом в Центральном округе Г.Полтавченко обсудил вопрос о возможности передачи представителю президента не только представительских функций, но и прерогатив координатора экономических проблем, в том числе и трансфертов.

Заявление это оказалось своевременным, учитывая, что дискуссия вокруг нового госинститута как-то незаметно была отвлечена куда-то на явно второстепенные темы. Одних взволновал квартирьерский вопрос, другие гадали по поводу взаимоотношений "семерки" с равными им по статусу вице-премьерами.

Наконец, немало чернил пролилось по тому поводу, что, мол, отныне пополненный полпредами Совет безопасности окончательно превратится в новое политбюро. Заметим попутно, что и Совбез все больше времени уделяет как раз проблемам экономической безопасности России и тем вызовам в этой безбрежной сфере, с которыми страна сталкивается А потому анализ экономического состояния "вверенных округов" станет важной составляющей выступлений "семерки" на Совбезе. Логичный вывод - полпредам необходимо будет не только владеть предметом, но и постоянно участвовать в уточнении стратегических приоритетов экономики.

Но вернемся к началу нашего анализа, к тому, что полпред обречен выступать не столько "карателем", сколько адвокатом, проводником здорового лоббизма. Лоббизма, если хотите, лишенного узкообластного эгоизма. Ведь до самого последнего времени эффективность управления целыми областями определялась исключительно связями местных "баронов" в московских верхах и их пробивной силой. Казенных денег всегда не хватало, а потому губернаторы не ждали милостей от Центра и спешили вырвать обещанные субсидии в лихих атаках в высоких кабинетах, так сказать, активно действуя на полях потенциальных противников. Зачастую деньги выбивались за счет менее поворотливых соседей.

Ныне и в Москву спешить незачем. В соседнем губернском городе штаб-квартира своего "родного" чиновника в ранге вице-премьера. Причем чиновника, который в курсе всех местных проблем и которому не нужно лихорадочно искать ваш край на подробной карте. Кроме того, полпред будет одинаково открыт к контактам со всеми региональными лидерами, а отправляться в обход него в первопрестольную, к своему доверенному "человечку" будет не только контрпродуктивно, но и рискованно. Тот покровитель-то далеко, а полномочный представитель здесь, рядом.

К слову сказать, то обстоятельство, что ныне бюджеты верстаются с известным профицитом, никоим образом не принизит роли полпреда как экономического арбитра. Пока федеральные субвенции сохраняются как категория, борьба за их размеры обещает быть не менее напряженной, чем в прежние глухие и дефицитные годы. Особенно болезненно трансферты делятся между непосредственными соседями. Собственно, именно "семерке" и придется в первой и, видимо, решающей инстанции рассматривать все основные претензии "подшефных" регионов, смирять их финансовые амбиции и взаимные подозрения. А уж потом представлять в Москве коллективную позицию.

Появление же новой надрегиональной силы в лице полпреда президента ситуацию меняет в корне. Ему-то "на земле" будет виднее, где деньги пойдут в дело, на конкретные проекты, а где их в очередной раз похоронят. Фактически с течением времени и при правильной постановке дела трансфертная политика вообще должна будет формироваться в семи окружных столицах.

Не исключено, что новыми красками засверкает идея бюджета развития, вокруг которого за последние годы было сломано столько политических копий. Уж где и вырабатывать подобный документ, как не на уровне полпредов. Есть надежда, что благодаря стараниям именно "великолепной семерки" бюджет развития будет числиться по разряду стратегических фантазий.

Кстати, о бюджете. Большом государственном, на принятии которого, как шутят в Европе, и заканчивается деятельность любого парламента. При всех реформах верхней палаты парламента губернаторы сделают все возможное, чтобы сохранить за собою рычаги прямого влияния на формирование "росписи доходов и расходов". Они готовы будут уступить во всем, за исключением этого аспекта своих прерогатив. Но если "бароны" будут знать, что значительная часть согласования бюджетных статей ляжет на плечи полпредов, которые выступят как бы привилегированными собеседниками Кремля, их страхи в значительной степени будут успокоены. Словом, именно аппараты полпредов Путина смогут в прямом смысле начать формирование ряда стратегических статей бюджета снизу. В результате, даже если предположить, что местные законодательства будут в один прекрасный день жестко приведены в стандарт российской Конституции, функции "семерки" не только не будут исчерпаны, но, наоборот, достигнут качественно нового уровня.

Таковы вкратце некоторые экономические тезисы на тему важнейшего этапа административной реформы. В этом случае экономика не может не иметь решающего влияния на региональную политику Центра, проводниками которой в самое ближайшее время должны стать представители президента. Работать им предстоит в первую очередь над тем, что нас объединяет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1456
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
917
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
655
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
904

Другие новости