Рисунок Вадима Мисюка |
СЕГОДНЯ завершается официальный визит в Россию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Впрочем, официальность пребывания в Москве казахстанского лидера не помешала главам двух союзных государств продемонстрировать, что если эпоха "встреч без галстуков" в российской дипломатии на высшем уровне уходит в прошлое, то это отнюдь не относится к взаимоотношениям и общению между традиционными партнерами по Содружеству. В первый же вечер Владимир Путин пригласил казахстанского президента в ресторан "Царская охота" на Рублевско-Успенском шоссе - тот самый, где Борис Ельцин потчевал Жака Ширака. Это, конечно, жест, выглядящий особенно многозначительно после недавнего хотя и дружелюбного, но вполне сдержанного общения с руководителями Германии и Италии. Даже беседа с молдавским президентом Петром Лучинским на скамеечке в городском парке Кишинева, конечно же, не идет в сравнение с теплой беседой в "Царской охоте".
Несмотря на достаточно обширную повестку визита, очевидно, что основной темой переговоров является проблема транспортировки казахстанской нефти с месторождений Мангышлака. Этот вопрос давно вышел за рамки экономики, приобретая значение геостратегической проблемы. Как известно, уже в будущем году вступит в строй новый нефтепровод Тенгиз-Новороссийск, по которому казахстанская нефть должна пойти на Запад по территории России. Это позволило бы Москве и впредь сохранять ключевую роль единственного крупного транзитного экспортера энергоносителей Каспия со всеми вытекающими из такого статуса внешнеполитическими и экономическими преимуществами. Достаточно сказать, что введение в действие нового нефтепровода позволит сразу же удвоить транзит казахстанской нефти, который в нынешнем году составит 14 млн. тонн. Проблема, однако, в том, что буквально на днях Астана продемонстрировала намерение присоединиться к пока еще гипотетическому нефтепроводу Баку-Джейхан, который пройдет по территориям Азербайджана, Грузии и Турции. Более того, казахстанская сторона даже предложила переименовать этот маршрут в Актау-Баку-Джейхан. При этом до Баку нефть с Мангышлака будет доставляться танкерами, и эта трасса уже "обкатывается".
Очевидно, что подобная перспектива не может вдохновить российскую сторону. В то же время судьба строительства трубопровода Баку-Джейхан в очень большой степени будет зависеть от позиции Астаны. Из-за отсутствия необходимых нефтяных запасов в Азербайджане на серьезные кредиты Баку и Анкара могут рассчитывать лишь в случае, если инвесторы убедятся, что доступ к богатым казахстанским месторождениям открыт. И если бы Москве удалось убедить Астану изменить ее намерения, перспективы маршрута в обход России вновь стали бы более чем туманными. Нет сомнений, что именно комплекс вопросов, связанных с планами Казахстана в сфере экспорта нефти, стал ключевым пунктом бесед Владимира Путина с Нурсултаном Назарбаевым. Впрочем, трудно надеяться, что совместное посещение "Царской охоты" принципиально изменит отношение казахстанского президента к данной проблеме в целом, очевидно, что Астана не откажется ни от северного (российского), ни от южного (азербайджанско-турецкого) маршрутов транспортировки своей нефти. И это лишь повысит авторитет и значение Казахстана в ряду наиболее серьезных экспортеров нефти, а заодно и укрепит международные позиции страны.
Поддерживая с Москвой и впредь самые тесные партнерские, дружественные взаимоотношения, Астана, разумеется, не станет делать это в ущерб многовекторности своих зарубежных связей. В то же время именно стремление несколько смягчить впечатление, которое неизбежно произведет на российскую сторону такой подход, Казахстан может продемонстрировать уступчивость в достаточно важных вопросах, связанных с дальнейшей эксплуатацией космодрома Байконур, созданием крупного совместного предприятия по добыче и торговле газом, укреплением структур коллективной безопасности и дальнейшей интеграцией в экономической сфере в целом.