0
971
Газета Политика Интернет-версия

16.06.2000 00:00:00

Кремль проигрывает пиар-войну

Тэги: Гусинский, Путин


Практически каждый голос дружного хора в защиту Гусинского имеет личные мотивы для выступления.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

CОБЫТИЯ вокруг "Медиа-МОСТа", совпавшие по времени с очередным зарубежным турне Владимира Путина, отодвинули на второй план смысловую нагрузку визита главы российского государства в Европу. Работу президентского пиара на этом поприще к тому же сильно осложняет присутствие сначала в Испании, а затем и в Германии первого заместителя председателя совета директоров холдинга Игоря Малашенко.

Он намерен постоянно привлекать внимание общественности к аресту Владимира Гусинского. Об этом заявил вчера сам Малашенко на своей пресс-конференции в Берлине, где с двухдневным визитом находится Путин. Днем ранее, когда президент был еще в Мадриде, Малашенко устроил пресс-конференцию и там. Кстати, в испанской столице у него возникли сложности. Изначально первый вице-президент холдинга "Медиа-МОСТ" планировал собрать журналистов в мадридском отеле "Риц", где остановился Путин. Однако администрация гостиницы заявила ему, что это невозможно. После отказа "Рица" Малашенко переместился в другую гостиницу - "Палас", но и там его ждал "сюрприз": незадолго до начала пресс-конференции в зале погас свет, и Малашенко пришлось выступать в полумраке. Потом свет включили.

Очевидно, памятуя об этих злоключениях, в Берлине Малашенко не был столь амбициозным, и сразу решил провести пресс-конференцию не в путинском отеле "Палас". Но в выбранном им "Интерконтинентале" сначала дали зал, но потом сказали, что свободных помещений нет. В итоге пресс-конференция прошла в гостинице "Астрон", где остановились российские журналисты, прилетевшие для освещания визита Путина. Правда, во время выступления Малашенко практически все российские журналисты за редким исключением ожидали в ведомстве бундесканцлера выхода Владимира Путина и Герхарда Шредера. Так что в "Астроне" собрались в основном представители иностранной прессы. Всего же было около пятидесяти человек.

Малашенко, по сути, не сказал ничего нового по сравнению с тем, что он говорил накануне в Мадриде и чуть ранее в Москве. По его словам, президентство в России находится в стадии становления и необходимо давление общественности с целью подвигнуть власть к демократии. В организации ареста он вновь обвинил уже называвшуюся им "пятерку": Александр Волошин, Валентин Юмашев, Борис Березовский, Роман Абрамович и Александр Мамут.

По каким-то причинам он ни слова не сказал о том, предпринимает ли он какие-нибудь шаги, чтобы добиться встречи с Путиным или с кем-то из его окружения. Видимо, тихий, но жесткий отказ, полученный им от администрации президента еще в Мадриде, вынудил Малашенко взглянуть на ситуацию с более реалистичных позиций.

Что же касается самого Путина, то его программа в связи с арестом Гусинского не претерпела никаких изменений. И хотя накануне встречи Шредера и Путина немецкие и другие западные СМИ, рассказывающие об аресте Гусинского, предполагали, что вопрос свободы прессы будет поднят на переговорах немецкой стороной, этого не произошло. По данным источника "НГ" в российской делегации, эта тема ни в каком виде не поднималась. Немецкие же источники "НГ" утверждают, что свобода слова обсуждалась на переговорах Йошки Фишера и Игоря Иванова.

Однако и внутри российской делегации не оказалось единого мнения по поводу задержания Гусинского. Очередным "неплохим подарком" президенту стали заявления лидера думской фракции ОВР Евгения Примакова, добившегося приватной встречи с Путиным и выступившего в качестве своего рода адвоката Гусинского. "Командный" инстинкт у Примакова в данной ситуации явно не сработал, уступив место, впрочем, вполне обоснованному желанию встать на защиту человека, который оказывал пропагандистскую поддержку блоку ОВР в период предвыборной думской гонки. Евгений Примаков тем не менее подтвердил корреспонденту "НГ", что продолжит сопровождать Путина.

Впрочем, все это - лишь одна из многочисленных составляющих мощной кампании, развернутой "МОСТом". Со специальными заявлениями в защиту Гусинского уже выступили: представители российской интеллигенции, считающие, что президента пытаются сделать "заложником чужой интриги"; русский ПЕН-центр, призвавший президента стать гарантом Конституции не на словах, а на деле; Федеральная еврейская национально-культурная автономия, Российский еврейский конгресс, Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России, ВААД и Еврейская община Москвы, посчитавшие, что задержание Гусинского вывело еврейский вопрос на государственный уровень; Союз журналистов России, вступившийся за свободу слова; участники кинофестиваля "Кинотавр" и даже так называемые олигархи.

Не оставили без внимания задержание Гусинского и за рубежом, причем на самом высоком уровне. Президент США, в которых, к слову, на днях арестовали целую группу бизнесменов по обвинениям в финансовом мошенничестве, Билл Клинтон заявил: "Я не считаю, что людей надо арестовывать только за то, что они говорят, выполняя свою роль работников прессы". А госдепартамент США устами Ричарда Баучера предупредил, что "международным позициям России будет нанесен большой ущерб, если правительство будет допускать действия, нацеленные на запугивание независимых СМИ". Замгоссекретаря Строуб Тэлботт гораздо более осторожно высказал опасения, что задержание Гусинского имеет под собой политические причины. Представитель ОБСЕ Фреймут Дуве направил в МИД РФ письмо с просьбой дать разъяснения по поводу задержания Гусинского.

Причины помимо основной - защитить Гусинского - у каждого выступившего свои собственные. Чтобы понять это, достаточно прочитать полные тексты порой многостраничных заявлений. Собственно, каждый из них, высказываясь о событиях вокруг "Медиа-МОСТа", концентрируется больше на том, что интересует того или иного подписанта. Взять, к примеру, лидера "ЯБЛОКА" Григория Явлинского, расценившего задержание Гусинского как "акцию устрашения общества и СМИ". Помимо правозащитной роли, которую взял на себя Явлинский после поражения его партии на думских выборах, просматривается и беспокойство, опять-таки обоснованное, за собственную судьбу. Достаточно вспомнить парламентские и президентские выборы и частоту появления лидера "ЯБЛОКА" на телеканале НТВ. Или же взять главного раввина Адольфа Шаевича, который открыто признал, что Владимир Гусинский - один из самых щедрых спонсоров его еврейской общины. И на этом фоне особенно примечательно выглядит то, что в данной ситуации хранит практически полное и единодушное молчание целое политическое "сословие" - губернаторы, медийный бизнес Гусинского для которых особого интереса не представляет.

Однако какие бы причины ни стояли за желанием вступиться за Владимира Гусинского, выстраивается достаточно дружный хор в защиту "Медиа-МОСТа", отдельные голоса в котором иногда просто занимаются подменой понятий. И даже властные структуры грешат этим. Комитет Госдумы по общественным и религиозным делам, и не он один, обратился в Генпрокуратуру с настоятельной просьбой дать разъяснения относительно факта задержания Гусинского, хотя инкриминируемые ему статьи и обстоятельства дела, связанные с "Русским видео", никто и не пытается скрыть.

Впрочем, вчера и сам глава холдинга "Медиа-МОСТ" передал через своего адвоката Генри Резника рукописное заявление, в котором Гусинский выражает недоумение по поводу того, какие претензии к нему имеет власть. "Это политическая интрига, организованная высокопоставленными представителями власти, для которых свобода слова представляет опасность и помеху для реализации их попыток построения в их понимании "новой России", а на самом деле возврата к тоталитарному прошлому". А адвокаты Гусинского уже подали жалобу в суд на необоснованный арест своего подзащитного.

Кремль же пока не может похвастаться пиар-успехами, связанными с задержанием Гусинского. Генпрокуратура ограничилась заявлением, что СМИ оказывают давление на следствие. Глава же этого ведомства упорно отказывается разговаривать с журналистами. Не лучшим образом выглядят и другие представители власти, видимо, взяв себе за образец президента, который сказал, что не может связаться с Владимиром Устиновым, потому что последнего нет в Москве.

Берлин, Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1199
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
754
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
526
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
758

Другие новости