Многие олигархи занимаются телевидением. Но только Владимир Гусинский сумел получить премию ТЭФИ лично - за вклад в развитие телевидения в России. А телевидение - это и слава, и власть. Фото Андрея Никольского (НГ-фото) |
ЗАДЕРЖАНИЕ Владимира Гусинского спровоцировало грандиозный политический скандал. И хотя организаторы акции в отношении руководителя "Медиа-МОСТа" наверняка предполагали, что каждый считающий себя политиком не станет молчать, просчитать все до мелочей было не под силу даже самому изощренному уму.
Сенсацию принесла уже передача на телеканале НТВ "Глас народа", которая вышла в эфир сразу после известия о задержании Гусинского. И дело отнюдь не в тех, кто присутствовал в студии, хотя при иных обстоятельствах слова практически каждого высказывающегося заслуживали бы отдельного анализа. Наибольший интерес представляли те, кто остался за кадром, но в силу своей быстрой реакции тем не менее оказался вовлеченным в театральное действо на НТВ. Речь идет прежде всего о тех, кого называют олигархами, и их "полномочных представителях". Сухой остаток высказываний выглядит следующим образом: у нас были непростые взаимоотношения с Владимиром Гусинским (степень сложности зависит от имени олигарха), однако обоснованность его задержания вызывает большие сомнения. И Анатолий Чубайс, и представитель двух олигархов из "Альфа-групп" Петра Авена и Михаила Фридмана - Олег Сысуев, и "мостовец" Игорь Малашенко высказались именно в таком ключе.
Адвокат Гусинского Генри Резник называет действия Генпрокуратуры "неправомочными и беспомощными". Фото Петра Кассина (НГ-фото) |
Дальше всех пошел Борис Березовский, заявивший: "Любой человек, который последние 10 лет занимался бизнесом в России, прямо или косвенно нарушал российские законы", объяснив свое утверждение несовершенством законодательства.
Такое единение бизнес-элит, наблюдалось, пожалуй, лишь однажды, когда олигархи на президентских выборах 1996 г. сделали ставку на Бориса Ельцина. Из чистого прагматизма они поддержали единого кандидата. Решение об этом принималось в швейцарском Давосе. Вчера случился своего рода "второй Давос", но с обратным знаком. Уцелевшие после кризиса 1998 г. олигархи выступили консолидированно, но выступили против действующих властей.
Задержание Гусинского, хотели того в Кремле или нет, олигархи, судя по их реакции, восприняли как угрозу собственному бизнесу, а, может, и безопасности. И "сословные" интересы в данной ситуации, как логично и было предположить, оказались гораздо сильнее взаимных обид. Вчера совещались гендиректор "Медиа-МОСТа" Джаванфар Замани, президент "Альфа-банка" Петр Авен, председатель совета той же организации Михаил Фридман, председатель правления ОНЭКСИМ-банка Михаил Прохоров, зампред правления "ЮКОСа" Василий Шахновский, а также глава "Уралмашзаводов" Каха Бендукидзе. Березовского, правда, на этой встрече не было.
Собственно, некое подобие происходящим сейчас событиям уже имело место в период премьерствования Евгения Примакова. Он, так же как и нынешние власти, решил помериться силами с одним конкретно взятым олигархом - Борисом Березовским. Чем это закончилось для Примакова, хорошо известно. Представители почти всех крупных бизнесс-групп приложили руку к его отставке.
Впрочем, это отнюдь не является доказательством того, что борьба с олигархами обречена на провал. Неэффективна тактика "точечных ударов" по олигархам, поскольку остальные, естественно, тут же встают на защиту того, кого еще пять минут назад считали своим заклятым врагом. Что, собственно, и произошло при задержании Гусинского. И в Кремле не могут не отдавать себе в этом отчет. Пространные заявления президента Путина о букве закона и талантах руководителя "Медиа-МОСТа", правда, не без намека на их криминальный оттенок, впрочем, не дают представления о дальнейших планах Кремля в отношении представителей крупного бизнеса. Тем не менее с задержанием Гусинского война олигархам фактически объявлена. Кто ее объявил: Путин ли, вспомнив о своих предвыборных обещаниях, или же сами олигархи, зная исход подобных конфликтов, преследовали цель "поставить на место" президента, пока неясно. Но даже если главу "Медиа-МОСТа" отпустят (мнения в кремлевской администрации, кстати, по этому поводу разошлись), о чем уже попросили Генпрокуратуру в своем письме ведущие российские бизнесмены и даже заявили о своей готовности выступить в качестве поручителей за Гусинского, отношение олигархов к Владимиру Путину вряд ли станет от этого более теплым. Вне зависимости от того, кто стал инициатором противостояния Кремль - крупный бизнес, получилось, что у Кремля отрезаны пути к отступлению: либо надо доводить дело до конца, в оперативном режиме придумывая способы обороны от олигархов, либо признать свое поражение со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия могут быть самыми разнообразными. И, к примеру, отказ от федеративной реформы (СПС и "ЯБЛОКО" уже осторожно намекнули, что могут пересмотреть свое отношение к президентским законопроектам) - не самое страшное из них. "Второй Давос" может заставить президента более трепетно относиться к мнению крупного бизнеса абсолютно по всем вопросам.
ПОДГОТОВКА АРЕСТА
НАШ ИСТОЧНИК в Генеральной прокуратуре сообщает, что подготовка к задержанию Владимира Гусинского началась во вторник утром. Работа велась по двум "направлениям". Во-первых, была сформирована бригада, которой предстояло во второй половине дня задержать известного медиамагната (и это - несмотря на то что сама процедура с самого начала должна была происходить в стенах прокуратуры). Другой заботой прокуратуры стал подбор камеры в Бутырском изоляторе. Этим вопросом начали заниматься также еще в первой половине дня.
Вопреки распространившейся информации наш источник утверждает, что с самого начала Владимир Гусинский был помещен не в общую камеру, а в довольно-таки привилегированную трехместную: "Никому в Генеральной прокуратуре и в голову не могло прийти сажать его в общую камеру". Здесь Гусинскому предстоит провести первые десять дней, если, конечно, не будет принято решение об изменении меры пресечения (во всяком случае, наш источник предполагает, что этого не случится). В Бутырках есть и одиночные камеры, но туда находящиеся под следствием или задержанные могут быть помещены лишь по специальному предписанию прокурора. В данном случае такого распоряжения не было. Нельзя было поселить Гусинского и в двухместную камеру, в каких в Бутырском изоляторе содержат так называемых смертников. С Гусинским в камере сидят те, кто, по словам нашего источника, не может представлять угрозу для главы медиахолдинга. Перед помещением туда Гусинского камера позавчера днем была проинспектирована сотрудниками ФСБ и Генеральной прокуратуры.
Несмотря на известные тяжелые условия пребывания, в Бутырском изоляторе, говорит наш собеседник, достаточно "хороших камер", в которых можно поселить еще не одного олигарха.
Выбор изолятора также легко объяснить: задержание главы "Медиа-МОСТа" было поручено Генпрокуратуре, а в ее ведении находится именно Бутырка.
По словам другого информированного источника в ФСБ, на Лубянке и в Генеральной прокуратуре достаточно материалов, чтобы "посадить Гусинского". Хотя, по словам нашего собеседника, это не значит, что была получена команда собирать компрометирующие материалы именно на этого олигарха. "Материалов достаточно, чтобы посадить всех", - утверждает наш источник. Но "команда сверху" поступила только на Гусинского (а команда была действительно сверху, и потому можно представить, в какой растерянности находились вчера причастные к задержанию Гусинского сотрудники прокуратуры, когда начали поступать отклики, например, президента). Кстати, вчера Владимир Александрович, уже находясь в изоляторе, успел высказаться об аресте, когда сказал: "Когда я выйду, имярек п...!" - при этом прозвучало имя одного из олигархов.
В ЧЕМ ПЫТАЮТСЯ ОБВИНИТЬ ГУСИНСКОГО
РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАО "Медиа-МОСТ" Владимир Гусинский был задержан по статье 90 УПК РФ, предусматривающей избрание меры пресечения без предъявления обвинения, которое должно быть предъявлено в течение 10 суток. По сообщению центра информации и общественных связей Генпрокуратуры, Гусинский подозревается в совершении преступлений, предусмотренных статьей 159 УК РФ (хищение чужого имущества в крупном размере группой лиц путем обмана и злоупотребления доверия, с использованием служебного положения, мошенничество), по которой нарушителю грозит наказание от штрафа в размере от семисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Следствие считает, что олигарх вместе с некоторыми руководителями федерального государственного предприятия "Российская государственная компания "Русское видео" изъял из собственности государства имущество стоимостью не менее 10 млн. долларов.
В свою очередь, один из известных российских юристов сообщил корреспонденту "НГ", что "дело Гусинского" не имеет никакого отношения к "Русскому видео". По его словам, это внутренние "разборки" между "Газпромом" и "Медиа-МОСТом". Кредит в размере 200 млн. долларов, который взял Гусинский, вернул почему-то "Газпром". Если все-таки договор о кредите не удовлетворен, то "дело Гусинского" подпадает под одну из статей гражданского права и должно слушаться в арбитражном суде. В Бутырке он точно сидеть не должен.
Вчера адвокат медиамагната Генри Резник посетил своего подзащитного в Бутырском СИЗО. Он присутствовал на допросе, который продолжался около часа. После этого вместе с Гусинским он удалился в специальный кабинет для беседы. Резник отметил, что в постановлении об аресте Гусинского "никак не объясняются основания, которые потребовали применения столь жесткой меры пресечения, как арест". Кроме того, адвокат считает, что следователя Генпрокуратуры Валерия Николаева, который провел допрос, самого можно привлечь к уголовной ответственности "за превышение служебных полномочий".
РеакциЯ на задержание Гусинского
Президент Владимир Путин. События в Москве, связанные с арестом Владимира Гусинского, весьма заметно повлияли на картину визита президента России Владимира Путина в Испанию. Безусловно, никакого изменения в программе пребывания главы Российского государства в Мадриде не произошло, хотя руководство "Медиа-МОСТа" упорно пыталось добиться аудиенции у Путина: срочно прибывший в Мадрид Игорь Малашенко еще во вторник вечером предпринимал усилия для встречи с президентом. Но тщетно.
Сам президент, как и в случае с первыми инцидентами вокруг "Медиа-МОСТа", занял выжидательно-осуждающую позицию по отношению к Гусинскому. Назвав его арест "сомнительным подарком" для себя, он тем не менее подчеркнул, что доверяет правоохранительным органам. Это было еще во вторник, когда, по словам Путина, он не обладал полной информацией по делу. Вчера же ситуация несколько изменилась. Отвечая на вопрос одного из испанских бизнесменов на встрече с деловыми кругами, Путин весьма подробно для такой ситуации разъяснил подоплеку событий, во многом подтвердив звучавшие накануне догадки, и внеся новый поворот. "Гусинский - человек очень талантливый. Он привлек в свой бизнес один миллиард триста миллионов долларов и почти ничего не вернул", - заявил Путин. В то же время президенту неизвестны политический аспект или криминальный мотив произошедшего.
Известно, что причина ареста Гусинского связана с компанией "Русское видео". Президент напомнил, что несколько человек по этому делу уже арестованы и продолжительное время находятся в тюрьме. "Одного из них я прекрасно знаю - это питерский предприниматель Дмитрий Рождественский", - сказал Путин. Судя по всему, он напомнил о Рождественском для того, чтобы показать, что прокуратура в данном случае действовала независимо. Он подчеркивал эту мысль несколько раз. Вернувшись к ситуации с Рождественским, Путин выразил мнение, что этот бизнесмен, содержащийся под стражей, уже не опасен для общества, однако у Генпрокуратуры иное мнение на этот счет, и поэтому бизнесмен до сих пор находится в заключении. Продолжая рассуждать о подоплеке дела Гусинского, Путин напомнил, что значительную часть кредитов Гусинский брал под гарантии РАО "Газпром" и несколько недель назад не смог вернуть часть из них в размере двухсот миллионов, в результате чего платить по долгам Гусинского пришлось "Газпрому". "Почему "Газпром" должен тратить сотни миллионов долларов на эту проблематику, когда всем известно, что в стране постоянно идет отключение электроэнергии и газа?" - заявил президент.
Мадрид
* * *
Председатель правительства РФ Михаил Касьянов считает, что у Генеральной прокуратуры России были "основательные причины для ареста президента холдинга "Медиа-МОСТ" Владимира Гусинского". "Понятно ощущение напряженности в бизнес-среде как России, так и мира, учитывая, что Гусинский является одним из наиболее известных российских бизнесменов". Касьянов не исключает, что нарушения в экономической сфере президентом холдинга "Медиа-Мост" могли быть допущены, однако "вряд ли они носят угрожающий характер".
Сергей Иванов, секретарь Совета безопасности РФ, допускает, что у Генпрокуратуры были основания для задержания Владимира Гусинского. По мнению Иванова, надо разобраться. "А если закон был нарушен, за это надо нести ответственность".
"Группа "МОСТ"
Игорь Малашенко, первый заместитель Совета директоров холдинга "Медиа-Мост": "Моя задача - привлечь внимание западной общественности, политиков, деловых кругов к тем безобразиям, которые творятся в России. И если Путин и его администрация все еще прислушиваются к мнению западной общественности, то безобразиям в России будет положен конец".
Михаил Горбачев, глава общественного совета НТВ: "Арест Владимира Гусинского и помещение его в Бутырский CИЗО - это не только рассчитанная акция против холдинга "Медиа-МОСТ" и попытка нагнать страх на СМИ и на общество, но и акция против президента России Владимира Путина".
Политики
Юрий Лужков, мэр Москвы, намерен обратиться с просьбой к президенту РФ Владимиру Путину о содействии освобождению Владимира Гусинского из-под стражи под подписку о невыезде. "Я хочу помочь Владимиру Путину. Ему нужно принять решение освободить Гусинского во избежание ужасной реакции российского общества и мирового сообщества". Лужков заявил, что берет на себя гарантии - "если Гусинский сбежит, я готов сесть в Бутырку за него".
Геннадий Селезнев, председатель Государственной Думы РФ: "У следствия, видимо, были веские аргументы для ареста Владимира Гусинского. Прокуратура взвесила не 10, а все сто раз, прежде чем принять решение об аресте Гусинского".
Евгений Примаков, лидер фракции "Отечество-Вся Россия" в Госдуме, возмущен тем, как вели себя правоохранительные органы при аресте Владимира Гусинского. "Схватить и в Бутырку потащить человека, понимаете. Как это можно?" Примаков не сомневается, что "борьба прокуратуры с антизаконными явлениями должна вестись на законном основании".
Борис Грызлов, лидер думской фракции "Единство": "Учитывая положение, которое глава холдинга "Медиа-МОСТ" Владимир Гусинский занимает в российской политике, бизнесе и СМИ, у правоохранительных органов должны быть серьезные основания для его ареста".
Руководители трех думских фракций - СПС, "ЯБЛОКО" и ОВР потребовали от президента дать немедленную оценку событий, связанных с арестом Владимира Гусинского. Вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада заявила, что руководство трех фракций готово дать гарантии, что Гусинский не покинет страну в случае изменения меры пресечения к нему на подписку о невыезде и примет участие в открытом судебном заседании по этому делу. Она отметила, что арест Гусинского, а также ситуация вокруг ТВЦ, "Новой газеты" и Андрея Бабицкого вынуждает депутатов поставить вопрос "о духе и букве трех законопроектов президента и о том, целесообразно ли давать органам прокуратуры такие большие права, которые заложены в этих документах". Хакамада отметила, что арест Гусинского "очень серьезно дискредитирует нашу страну, вносит раскол в общество и ставит под сомнение возможность политической поддержки проводимых реформ".
Геннадий Зюганов, лидер фракции КПРФ, считает, что не было "особой необходимости" применять в отношении Владимира Гусинского такую меру пресечения, как заключение под стражу. Зюганов заявил, что дал поручение подготовить от имени фракции запрос к руководству Генпрокуратуры РФ по данному поводу.