0
822
Газета Политика Интернет-версия

14.06.2000 00:00:00

Назначение Ахмеда Кадырова вряд ли консолидирует политические силы Чечни

Тэги: Кадыров, Чечня


Хватит ли авторитета муфтия для решения политических проблем Чечни?
Фото ИТАР-ТАСС

НАЗНАЧЕНИЕ главой администрации Чечни муфтия республики Ахмеда Кадырова по большому счету не стало неожиданностью - его фамилия все предшествующие этому дни чаще всего называлась в качестве кандидатуры на этот пост. Более того, из текста указа президента РФ Владимира Путина об организации временной системы органов исполнительной власти было ясно, что должность главы администрации вводится как раз для чеченца - в его ведении будут находиться только главы местных администраций и органов самоуправления, но не структуры федеральных министерств и ведомств и тем более - не "силовики". Сам глава государства, представляя Кадырова, заявил, что руководитель Чечни должен обладать доверием со стороны народа, осознавать важность стоящих перед республикой задач и безусловно соблюдать российскую Конституцию и федеральные законы. В свою очередь, новый глава администрации заявил о своей приверженности мирному урегулированию в Чечне и выразил убеждение, что конец войны может быть, только когда не станет главарей бандформирований, таких, как Хаттаб и Басаев.

Как и большинство последних решений главы государства, назначение Кадырова вызвало практически всеобщую поддержку. Мнение военных в этом смысле наиболее примечательно. Командующий Северо-Кавказским военным округом Геннадий Трошев назвал Кадырова именно тем человеком, который способен наладить жизнь в Чечне. По словам генерала, статус и задачи Объединенной группировки войск на Северном Кавказе в связи с назначением нового главы администрации останутся без изменения, но военные намерены работать в самом тесном сотрудничестве с Кадыровым и оказывать ему плотную поддержку. Трошев также высказал предположение, что на должность заместителя главы администрации будет назначен один из российских военных.

Российские политики в своем подавляющем большинстве также поддержали назначение Кадырова. Председатель Совета Федерации Егор Строев назвал решение Владимира Путина правильным, поскольку "Чечню возглавил человек, пользующийся авторитетом, и важно, что он берет на себя эту тяжелую ношу, осознав всю кровавую драму чеченского народа". Спикер Госдумы Геннадий Селезнев считает важным, чтобы главой администрации на переходный период стал, во-первых, чеченец и, во-вторых, - духовное лицо. Его заместитель Владимир Лукин отметил, что было бы большим разочарованием, если бы выбор пал на кого-то из генералов, а потому в конкретной ситуации назначение Кадырова - наилучший вариант. Другой вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада считает, что назначение Кадырова поможет уставшему от войны чеченскому народу поверить и пойти за новым главой республики.

Однако любой довод в пользу назначения Кадырова может найти не менее убедительные возражения. Безусловно положительным фактором можно назвать привлечение к управлению республикой чеченских политических сил. Но, с другой стороны, новая администрация обладает гораздо меньшими полномочиями, чем упраздненное постпредство правительства РФ. Как уже отмечалось, в ведение Кадырова отводятся только местные органы управления. Казалось бы, это немало, но на войне основные властные функции останутся у военных комендатур, на которые гражданские власти не смогут оказывать воздействия. Геннадий Трошев немного лукавит, когда говорит, что теперь военные "отходят как бы на второй план, а главную скрипку должны играть сами чеченцы, их лидеры, их законная власть".

Достоинство Кадырова в том, что его трудно назвать ставленником Москвы, несмотря на то что так оно и есть, - муфтий, в отличие от многих других претендентов на власть в Чечне, все последние годы провел на родине и даже во время первой чеченской войны призывал своих земляков к "джихаду" (кстати, Москва дала понять, что у многих лидеров независимой Ичкерии есть шанс вернуться в мирную жизнь). Но с его назначением можно поставить крест на консолидации чеченских политических сил. Об этом однозначно свидетельствует, например, высказывание главы так называемого Госсовета Чечни Малика Сайдуллаева, который считает решение главы государства "глубокой ошибкой". По его мнению, генералы, которые способствовали назначению Кадырова, заинтересованы в том, чтобы конфликт в Чечне продолжался. Сайдуллаев не видит разницы между ним и Масхадовым или Басаевым. Однако срыв консолидации среди чеченцев стал бы следствием абсолютно любого назначения.

Что касается того, что Кадыров является еще и духовным лидером мусульман Чечни, то здесь Москва продемонстрировала всему миру, что в Чечне идет борьба не с мусульманами, а с ваххабитами, самым активным противником которых и является муфтий. Однако здесь можно возразить, что попытка перевести конфликт в межконфессиональное русло может иметь самые негативные последствия. Ведь именно с этого и начинали Хаттаб и Басаев в Дагестане. Кстати, получилась довольно парадоксальная ситуация: Масхадов в свое время говорил о намерении построить в Чечне исламское государство, которое, вообще говоря, предполагает нахождение у власти духовного лидера. Ему это не удалось. Москва поставила во главе республики муфтия. В то же время от духовного лидера достаточно странно слышать слова, которые он недавно произнес в интервью "Коммерсанту": "У нас свои методы (допросов. - "НГ"). Наручники сзади - и головой в подвал. К утру они во всем сознались".

Противоречивость нового назначения ярко продемонстрировала и реакция соседей Чечни. Президент Ингушетии Руслан Аушев не испытывает оптимизма, поскольку "воюющая сторона никуда не делась, она остается со своими взглядами и убеждениями". По его мнению, назначение Кадырова в очередной раз показывает, что в Москве не вникают глубоко в суть процессов на Северном Кавказе. А вот дагестанское руководство, если так можно выразиться, лоббировало кандидатуру Кадырова еще с осени прошлого года. Теперь министр по делам национальностей, информации и внешним связям Дагестана Магомедсалих Гусаев заявил, что Дагестан готов оказать Ахмеду Кадырову помощь в деле восстановления мира и законности на чеченской земле. Другой сосед Чечни - губернатор Ставрополья Александр Черногоров заявил, что Кадыров - наиболее приемлемая фигура, способная объединить народы Чечни, поставить заслон экстремистскому ваххабизму и наладить дружеские отношения с соседями. Из всех этих противоречий можно сделать вывод о том, что и Москва, и Ахмед Кадыров, преследуя свои собственные цели, добились именно того, к чему и стремились. Не зря же муфтий был частым гостем в российской столице и представлял Чечню за рубежом. В то же время соответствующий закон, внесенный Владимиром Путиным в Госдуму, вызывает все больше критических замечаний, так что администрация Чечни рискует долгое время оставаться только в указе главы государства, но не в российском законодательстве.

Тем временем война в Чечне, в том числе и информационная, продолжается. Первые сообщения о том, что теракт в Грозном, в результате которого погибли двое омоновцев, совершил террорист-смертник, причем принявший ислам русский, впоследствии опроверг помощник президента России Сергей Ястржембский. По его сведениям, "террористом" был бомж, которому заплатили деньги и попросили отогнать машину к блокпосту. Но источникам чеченских сепаратистов очень понравилось придавать своим действиям характер тактики ближневосточной организации "Хезболлах", и вчера они сообщили об "очередном акте самопожертвования русского мусульманина" в поселке Черноречье на окраине Грозного. В связи с этим Сергей Ястржембский сообщил, что в результате подрыва машины в районе Чернореченского леса погиб русский житель Урус-Мартана, а пострадавших среди военнослужащих нет. Геннадий Трошев, в свою очередь, опроверг утверждения о теракте, заявив, что "русских боевики используют, вынуждая за деньги перегонять машины, начиненные взрывными устройствами". В эти же дни в Чечне из-за технической неисправности потерпел катастрофу боевой вертолет Ми-8, в результате чего погибли четыре члена экипажа. В Грозном на гранате, установленной на растяжке, подорвался сотрудник милиции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2039
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1307
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
968
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1272

Другие новости