Лидер думской фракции ОВР Евгений Примаков в очередной раз призвал своих коллег из нижней и верхней палат, а также президента и правительство к тому, чтобы, не откладывая на далекое "потом", уже в самое ближайшее время обсудить, какие поправки к действующей Конституции РФ жизненно необходимы, а потом приступить и к самому изменению Основного закона. Господин Примаков вчера сообщил, что на Совете Государственной Думы он выдвинул инициативу обратиться к Владимиру Путину с просьбой о создании специальной рабочей комиссии, в которую вошли бы представители обеих палат парламента, правительства и президента.
По словам ряда участников вчерашнего Совета Думы, идею лидера ОВР в принципе никто не отверг, и все согласились с тем, что его фракция может подготовить соответствующую бумагу. Сам Евгений Примаков не стал уточнять, кто персонально должен думать о будущем Конституции и какие изменения в нее необходимо вносить в первую очередь. С другой стороны, он, правда, еще раз вспомнил о том предложении, которое он сделал в конце мая, - более ровно перераспределить полномочия между Государственной Думой и новым Советом Федерации, где, видимо, скоро не останется высших должностных лиц субъектов РФ. Гоподин Примаков напомнил, например, и о том, что создание Госсовета, которое настойчиво предлагают главы исполнительной власти регионов, не встречая при этом отрицательного отношения президента, также, возможно, потребует какого-то вмешательства в текст Основного закона России. "НГ" уже писала о том, что именно Госсовет может стать отправной точкой для внесения более значимых поправок в Конституцию.
Коллеги Евгения Примакова комментировали его инициативу довольно лаконично, что, очевидно, в первую очередь связано с отсутствием в ней конкретных предложений. Кстати говоря, так же общо высказался и представитель президента на Охотном ряду Александр Котенков. С одной стороны, он отметил, что "никто не отрицает, что реформа Конституции назрела", в том числе, по его словам, и сам Владимир Путин, но - с другой - подчеркнул, что вокруг такой реформы в стране должен сложиться широкий политический и общественный консенсус.
Стоит отметить, что именно по такой схеме протекала предыдущая конституционная реформа, когда каждая из противоборствующих сторон готовила свой собственный план юридического уничтожения противоположной. Консенсус же между ними, понятное дело, мог состояться только на основе полной победы одной политической силы над другой, что, собственно, и состоялось. Прошлых ошибок теперь, очевидно, решено не допускать, а потому - в соответствии с нынешними традициями - перед реальным делом запускается мощная пиаровская кампания, которая одновременно и зондирует и настраивает так называемое общественное мнение, а точнее, позиции различных элит.
Так как Евгений Примаков имеет неплохой контакт с Владимиром Путиным, но при этом подобострастия публично не демонстрирует, ему, видимо, и поручено такую кампанию запустить в Думе. Стоит заметить, что сейчас она как раз начинается вовремя и вполне может быть использована с еще одной целью. Дело в том, что разговоры о поправках к Конституции, как можно предположить, должны постоянно подогревать интерес к путинским законодательным инициативам, направленным на перераспределение властных полномочий между Центром и регионами. Заметим, что вчера на Охотном ряду состоялись парламентские слушания по данной проблеме, на которых были обсуждены разнообразные поправки, направляемые ко второму чтению трех законопроектов президента.
Получилось так, что на этих слушаниях основное внимание было уделено сделанным накануне предложениям Совета Федерации, касающимся самого важного документа, меняющего порядок формирования верхней палаты. Впрочем, дискуссии не избежали и два других законопроекта. Итогом слушаний стало традиционное решение - создать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон, которая и должна выработать пакет необходимых поправок. Любопытно было видеть другое: как представитель президента фактически согласился почти со всеми ключевыми предложениями сенаторов, но одновременно выдвинул против них новое обвинение в том, что они продолжают давление на депутатов. Интересно, что вчера Александр Котенков в принципе не возражал против тех поправок СФ, которые усиливают зависимость новых членов верхней палаты от тех органов власти, которые станут их выдвигать. Напомним, что 31 мая, когда путинская "тройка" проходила первое думское чтение, г-н Котенков уверенно одобрял депутатские идеи на тот счет, что такая зависимость, наоборот, должна быть ослаблена.
Такая двойственность позиции, очевидно, связана с тем, что изменились кремлевские приоритеты. Единодушное голосование Думы теперь не так необходимо, как спокойное прохождение законов через Совет Федерации. А если же оно все-таки не получится, то на Охотном ряду преодолеть вето Большой Дмитровки помогут голоса как раз тех депутатов, чьи поправки, резко расходящиеся с мнением сенаторов, приняты не будут. Что же касается конечного результата - что будет представлять собой новый Совет Федерации и зачем он такой будет нужен, - то, в свете возможно уже взятого курса на конституционную реформу, этот результат для Кремля имеет не слишком большое значение.