СЛОВА представителя президента РФ в Государственной Думе г-на Котенкова о том, что в случае реализации законодательных инициатив президента в области административной реформы часть губернаторов сядет сразу, а другие чуть попозже, вызвали разноречивые толкования. Иные обозреватели, склонные к мистицизму, полагают, что г-н Котенков в жаркий майский день побывал на Патриарших прудах и после стакана абрикосовой, только теплой, что-то ему такое привиделось. Например, что живет он не в эпоху диктатуры закона, а просто, так сказать, при диктатуре.
Как бы то ни было, правовое мышление представителя президента в Государственной Думе проявилось весьма своеобразно. Но ничто не ново под Луной. Совсем недавно мне довелось читать размышления одного историка, который в книге "Кровавый маршал" доказывает, что заговор Тухачевского все же был и реабилитировали маршала совершенно напрасно. Вы спросите, какие доказательства? И доказательства были, вот только, по мнению историка, имелись они у одного лишь товарища Сталина, который из осторожности предпочитал ими ни с кем не делиться. А потому вождь знал, что творил. И негоже нам, потомкам, в его мудрости сомневаться.
Разумеется, негоже нам, простым смертным, сомневаться и в государственной мудрости высокопоставленного чиновника Котенкова. Раз сказал: сядут - так уж, видно, тому и быть. Но все же позволю себе заметить, что лично мне на протяжении всей моей юридической практики еще не доводилось держать в руках материалы, которые бы позволяли со стопроцентной уверенностью утверждать, что тот или иной гражданин непременно сядет в тюрьму. В конце концов, помимо чьей-то личной убежденности, есть еще суд - ему и решать. А вот г-ну Котенкову, похоже, вина губернаторов очевидна без суда. Хотелось бы, чтобы представитель президента поделился с общественностью источниками, внушающими ему подобную уверенность, и тем облегчил труд будущих историков.
Безусловно, своим высказыванием - каковы бы ни были его причины - г-н Котенков оказал Владимиру Путину в деле проведения столь необходимой реформы системы государственного управления медвежью услугу. Губернаторов он напугал до такой степени, что иные из них уже изъявили желание немедленно сложить свои полномочия, отдав себя на милость президента. А депутаты Государственной Думы теперь тревожно размышляют, когда же настанет их черед лишиться неприкосновенности.
А ведь так хорошо все начиналось. На первых порах сенаторы практически единогласно поддержали предложения президента об административной реформе. Правда, в отличие от них большинство политологов отнеслись к предложениям Путина более скептически. Многие полагают, что у президента просто нет никакого последовательного плана действий и он хаотически пытается реформировать то одно, то другое на манер Никиты Хрущева с его совнархозами. Не получилось сформулировать внятную экономическую программу, обновить правительство, представить своего генерального прокурора, обозначить внешнеполитические приоритеты - решил заняться укреплением властной вертикали.
Такая аргументация убедительна лишь для тех, кто уже забыл, с чего начиналось правление Ельцина и что предопределило его неудачу. Правильно, с предложения региональным лидерам глотать столько суверенитета, сколько смогут. При таком подходе, будь г-н Ельцин даже Рузвельтом и Дэн Сяопином в одном лице, ничего бы у него не получилось. Хорошо еще, что чеченский вариант не повторился в других субъектах Федерации - предпосылки к тому, как известно, были. Исторический опыт показывает: без ликвидации феодальной раздробленности никакие реформы не идут.
Вполне естественно, что Путин хочет прежде всего укрепить власть по вертикали, то есть создать эффективный механизм реализации решений Центра на территории всей страны. С тактической точки зрения он абсолютно прав, когда стремится сделать это в кратчайшие временные сроки, ибо уже к осени может сложиться своего рода новый антипрезидентский блок.
В случае реализации инициативы Путина в Совете Федерации окажутся люди, не обладающие достаточным политическим весом для того, чтобы этот орган превратился в коллективную оппозицию исполнительной власти, что позволит избежать конфликтов между президентом и Советом Федерации, обусловленных политической конъюнктурой. Прав президент и в другом: законотворческой деятельностью в Совете Федерации должны заниматься депутаты на профессиональной основе. Губернаторам трудно совмещать управление регионом и работу в Совете Федерации. К тому же при нынешней системе формирования Совета Федерации нарушается принцип разделения властей: губернаторы сами принимают законы и сами же их исполняют. А когда не хотят - не исполняют. Для исправления этого положения, равно как и для преодоления несоответствия законодательства в регионах Конституции РФ и федеральному законодательству, и возникают фигуры представителей президентов в округах.
И здесь заложена самая главная опасность - не дай бог, представители, среди которых преобладают генералы, будут придерживаться того своеобразного понимания права, которое продемонстрировал г-н Котенков. В этом случае положение губернаторов вскоре станет по известной поговорке хуже губернаторского. Мало того, что они утратят парламентскую неприкосновенность, над ними будет занесен дамоклов меч окружных наместников, в распоряжении которых будут находиться окружные прокуратуры и отделения Минюста. Трудно представить, что произойдет, если доминирующим мотивом их деятельности станет желание посадить. Всякая деловая инициатива губернаторов окажется парализованной, и они превратятся в своего рода региональных завхозов.
Все это лишний раз подтверждает мысль, некогда высказанную Н.В. Гоголем: для того чтобы контролировать одних начальников, нарушающих законы, нужны другие начальники, но и их, в свою очередь, нужно кому-то контролировать - и так до бесконечности. И если в качестве контролеров будут выступать люди, чье правосознание не соответствует нормам правового государства, любые самые разумные шаги в области административной реформы будут сведены на нет. От правового бескультурья до полицейского государства - дистанция не столь уж огромного размера.