ВРЯД ли кто будет спорить с тем, что ОАО "Газпром" уже давно оказывает устойчивое политическое влияние на жизнь всей страны, и это придает любым разговорам о судьбе компании особый характер. В отношении "Газпрома" сформировалось два противоположных стереотипа. В соответствии с одним - перед нами некий монстр, пережиток советской эпохи, другая крайность - "Газпром" - это гордость России, опора экономики и спаситель бюджета.
Вскоре эти позиции вновь столкнутся, причем на фоне вполне реальных событий. Вчера "НГ" уже писала о проблемах, с которыми может столкнуться "Газпром" при осуществлении своего крупнейшего экспортного проекта. Но гораздо более неприятный сюрприз преподнесет компании подготовленная в Центре стратегических разработок стратегия развития России, которая, судя по всему, уже в ближайшие недели обретет статус экономической программы правительства.
Авторы программы справедливо полагают, что "экспорт сырья остается важнейшим источником доходов экономики при недостаточных вложениях в поддержание и развитие ее сырьевой базы и инфраструктуры". На период до 2010 года требуемый размер инвестиций в отечественный ТЭК составляет 100-150 млрд. долл. Очевидно, что ни у государства, ни у предприятий энергетических отраслей таких денег нет и в обозримом будущем не будет. Резко повысить инвестиционную привлекательность энергетики можно, по мнению авторов программы, только за счет глубоких структурных изменений.
Наиболее мрачные прогнозы относительно судьбы "Газпрома" пока не оправдываются. Компания сохранится, но в урезанном виде и, главное, лишенная своего статуса монополиста на стратегически важном для России рынке газа. Новая программа предусматривает осуществление целого ряда реформ в газовой отрасли уже на протяжении ближайшего года. Проведены они будут на основании серии специальных постановлений правительства, решений совета директоров "Газпрома" и ФЭК.
На первом этапе в составе "Газпрома" будут созданы отдельные газодобывающие и газотранспортные компании. Планируется, что в дальнейшем они постепенно преобразуются в самостоятельные хозяйственные организации.
На внутреннем рынке газа государство направит свои усилия на развитие независимых от "Газпрома" производителей. Для них жизненно важно получить доступ к магистральным сетям "Газпрома", который сейчас для них весьма затруднен. Однако вскоре эта ситуация может измениться - в соответствии с планируемым постановлением правительства "Газпром" будет обязан предоставлять заинтересованным организациям полную информацию о наличии свободных мощностей на основных газопроводах. Кроме того, уже в течение ближайших двух месяцев независимые поставщики получат право наряду с "Межрегионгазом" участвовать на конкурентной основе в дополнительных поставках газа, осуществляемых по нерегулируемым ценам. Предполагается и становление биржевого рынка газа, что представляется весьма спорной мерой - трудно представить себе газовую биржу, когда "Газпром" занимает 92% рынка. Что касается мер по поддержке независимых производителей, то успехи правительства на этом направлении кажутся маловероятными - слишком неравны силы между "Газпромом" и его полупризрачными конкурентами.
Если же имеется в виду поддержка нефтяных компаний, добывающих попутный газ, то этот вид деятельности потребует слишком больших производственных издержек и нефтяники вряд ли составят конкуренцию газовикам.В интересах независимых производителей государство пойдет на антимонопольное регулирование деятельности, как сказано в соответствующем параграфе программы, "доминирующих участников рынка". Множественное число здесь явно неуместно - ясно, что речь идет о "Газпроме". Меры к монополисту примут вполне конкретные - наложат ограничения на процессы вертикальной и горизонтальной интеграции в газовой отрасли - "Газпром" не сможет контролировать переработку попутного нефтяного газа, все газораспределительные организации, а также импорт.
При этом деятельность "Газпрома" будет подвергаться все более жесткому контролю со стороны государства - ему придется предоставлять в региональные и федеральные органы исполнительной власти не только технические данные, но и сведения о хозяйственной деятельности - степени загрузки газопроводов, объемах прямых продаж газа, состоянии расчетов за газ и задолженности, структуре акционерного капитала, инвестиционных программах и их исполнении. Минэнерго и ФЭК усилят контроль за ходом реализации крупных инвестиционных проектов. На более позднем этапе реформы предполагается сделать еще более свободным доступ "любых субъектов рынка к газотранспортным сетям всех уровней", а также поощрять создание газоэнергетических компаний и компаний, занимающихся сбытом и газа, и электроэнергии.
Еще раз напомним - речь идет пока лишь о проекте программы правительства. Аргументы в пользу реструктуризации - прежде всего тезис о необходимости нормальной конкуренции - выглядят теоретически правильно, но не следует забывать, что "Газпром" является не только поставщиком сырья, но и важным элементом внешней политики России как в ближнем, так и в дальнем зарубежье, единственной российской транснациональной корпорацией. Впрочем, в комитете по бюджету и налогам Государственной Думы выражают скептицизм в оценках того, удастся ли Герману Грефу и другим правительственным либералам отстоять свои наиболее радикальные идеи, к которым относится и реформа газовой отрасли. Вероятно, в ближайшее время мы станем свидетелями мощной лоббистской схватки, ставкой в которой будет судьба крупнейшей российской компании.