НАКАНУНЕ позавчерашнего голосования президентских инициатив среди депутатов Госдумы было распространено письмо генерального прокурора Владимира Устинова, в котором он предлагает парламентариям наряду с законодательными предложениями президента России рассмотреть вопрос о предоставлении Генеральной прокуратуре права законодательной инициативы, а также права силового ведомства на обращение в Конституционный суд.
Это письмо под названием "О состоянии законности при издании органами госвласти субъектов РФ нормативных правовых актов" Устинов написал еще в марте, а в апреле оно было направлено исполнявшему тогда обязанности президента РФ Владимиру Путину. Речь в документе идет о многочисленных нормативных правовых актах, изданных в прошлом году в субъектах Федерации, которые противоречат Основному закону государства и федеральному законодательству. В числе главных причин активной региональной законодательной самодеятельности Владимир Устинов называет "пренебрежительное отношение к принципам федерализма, разграничение предметов ведения и единства экономического пространства". Проще говоря, руководители территорий стараются присвоить себе полномочия, которые однозначно находятся в ведении федерального Центра. Это прежде всего касается Башкирии, Коми, Татарии, Рязанской, Тамбовской, Тульской областей и Еврейской автономной области. Кроме того, по сведениям Генпрокуратуры, в ряде республик Северного Кавказа продолжают действовать местные конституции, основные положения которых явно противоречат Конституции России, что, по мнению Устинова, "служит предпосылкой для возникновения угрозы конституционной безопасности страны". Такого рода нарушения содержатся в базовых законах Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и других республик. Генпрокурор отмечает, что таким образом местная власть присваивает себе властные полномочия по вопросам территориальной целостности, обороны, безопасности и судопроизводства.
По мнению Устинова, в настоящее время Центр очень слабо борется со стихией незаконного законотворчества регионов, поскольку должностные лица, нарушающие Конституцию России, практически не привлекаются за это к ответственности. Прокурор может только составить протест на незаконный правовой акт, направив его именно автору документа, а уж о том, как сами "авторы" распоряжаются решениями прокуратуры, говорит статистика: за прошлый год в России было издано 1,7 тысячи нормативных правовых актов, противоречащих Основному закону государства. По данным генпрокурора, на сегодняшний день реально отменяется или существенно изменяется лишь менее половины актов, изданных органами местной власти в нарушение закона. Поэтому теперь Владимир Устинов предлагает ввести строгую систему ответственности на федеральном уровне, которая и заключается в расширении полномочий Генеральной прокуратуры.
Возможно, предложения главы силового ведомства, безуспешно борющегося за укрепление правовых основ федерализма, действительно нуждаются в серьезной проработке на парламентском уровне. Особенно сегодня, когда Кремль предпринимает важные шаги для укрепления вертикали власти и сохранения в стране единого правового пространства. Недаром президент Путин заявил о создании в федеральных округах органов прокуратуры, которые, по его мнению, "не будут сильно удорожать и утяжелять власть". Однако в данном случае письмо генпрокурора может быть рассмотрено парламентариями только в качестве очередной справки, подтверждающей правильность вектора, выбранного президентом. И не более того. Ведь если пойти по пути, предложенному Устиновым, и расширить полномочия прокуратуры до уровня предоставления этому ведомству права законодательной инициативы, то придется вносить изменения в Конституцию России, поскольку в действующем Основном законе ни Генеральная прокуратура, ни ее глава не имеют таких полномочий. Было бы, впрочем, странно, если бы прокурор наряду с президентом, правительством и парламентом занимался законодательной деятельностью. Кажется, в нашей истории уже был период подобного "законотворчества" с незамедлительным приведением этих "законов" в действие и закончился он очень печально. То, что Конституция в ближайшее время может претерпеть ряд существенных изменений, исключать нельзя (об этом говорят многие ведущие российские политики). Но, как говорится, час еще не пробил. Президент Владимир Путин, по его заявлениям, пока не видит оснований для внесения поправок в Основной закон. Будем надеяться, что если он и увидит такую необходимость, то силовики все же не станут законодателями. Так что генпрокурору Владимиру Устинову придется действовать так, как действовали до него его предшественники - готовить законодательные акты, нужные прокуратуре, и проводить их через депутатов.