Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. - М.: Эдиториал УРСС, 1999, 352 с.
OЧЕРЕДНАЯ книга отечественных исследователей о влиянии так называемых групп интересов на российскую политику начинается с "концептуально-исторического ракурса" системы функционального представительства, проще говоря, с анализа западной литературы, посвященной группам интересов, и структуры представительства в Советском Союзе. Возникший бюрократический корпоративизм имел как хорошо известные негативные стороны, так и позитивное наполнение. Он ослабил и модифицировал командно-административную систему, повысил способность режима реагировать на изменения в экономике и в общественной жизни. Именно бюрократический корпоративизм привел к появлению "бюрократического рынка", ставшего предтечей современных рыночных отношений.
Далее авторы исследуют три направления групп интересов в современной России: представительство нового бизнеса, добровольческие организации и профсоюзы, а также региональные интересы. В том, что касается анализа предпринимательства, авторы временами сбиваются на перечень экономической экспансии того или иного банка либо компании. Зато крайне интересно рассмотрение корпоративных установок компании "ЛУКОЙЛ". Описание деятельности предпринимательских ассоциаций хотя и неполно, однако представлено вполне достойно. То же самое можно сказать и в отношении деятельности профсоюзов, а также институтов регионального представительства.
Интересна глава о современном российском лоббизме, хотя временами создается впечатление, что авторы не вполне разбираются в рассматриваемом ими материале. Впрочем, это неудивительно, поскольку основная часть работы отечественных лоббистов остается скрытой от широкой публики, к которой принадлежат и данные исследователи. Открытые источники, к которым прибегают ученые, довольно часто способны ввести в заблуждение.
Вообще проблема источников неизбежно встает перед любым исследователем, который собирается заняться изучением таких специфических объектов, как лоббизм и группы интересов. Рецензируемая монография еще раз доказала, что преодолеть эти трудности за счет анализа открытой печати в настоящее время едва ли возможно. Да и существующая научная литература по непонятным причинам была учтена не полностью.
Авторы считают, что "самый общий вывод, который следует из анализа процессов формирования и развития российских заинтересованных групп и их отношений с государством, состоит в том, что эти процессы не привели еще к созданию более или менее законченных форм ни того, ни другого". Иными словами, отечественная система представительства интересов весьма "отстала" от западноевропейской модели, которой в монографии посвящается отдельный раздел.
С другой стороны, речь ведь идет не столько об отсталости, сколько об отличии. В той же Западной Европе где-то лоббизм является уголовным преступлением, а где-то - вполне законным действием. На деле в современной России и государство, и группы интересов уже выработали модель взаимоотношений и вовсю ее развивают, презрев частные мнения исследователей о степени ее совершенства. Самое главное, что она соответствует нынешним экономическим и политическим условиям страны. И еще она работает.