Леонид Млечин. Формула власти. От Ельцина к Путину. М.: Центрполиграф, 2000, 570 с.
ЛЕОНИД МЛЕЧИН - плодовитый автор. Наряду с работой на ТВЦ он ежегодно выпускает минимум по одной книге из тех, которые принято считать "публицистическими". Формула написания всякий раз одна и та же, апробированная годами, - максимум информации, максимум источников, максимум живости в стиле.
Читая Млечина, не ждите сколько-нибудь серьезных авторских мыслей и обобщений. Тем более - оригинальных идей. Впрочем, автор никогда и не претендовал на роль самостоятельного мыслителя. Его сила в другом, и свои возможности он использует в полной мере.
Очередная книга Млечина озаглавлена как "Формула власти.От Ельцина к Путину". Искать эту формулу, однако, в работе совершенно бессмысленно. Да и момент перехода от одного президента к другому дан явно невыразительно. Скорее всего, книга первоначально мыслилась как очередная биографическая работа, посвященная на этот раз Борису Ельцину.
Вот в рамках биографии автор оказался в очередной раз по-настоящему силен. Жизнь первого президента России представлена достаточно полно и достаточно интересно. Общеизвестная информация старательно сочетается с малоизвестной. Вообще работа с источниками относится к сильным сторонам Млечина, который в плане накопления информации напоминает своеобразный пылесос, всасывающий в себя газетные публикации, телевизионные интервью, материалы личных встреч с ведущими политиками, мемуары и многое другое. А потом живо и интересно выстраивает накопленное в своих произведениях.
Читатель в книге Млечина видит Бориса Ельцина в разных ситуациях. Чаще всего - глазами окружения. Основной упор - на свидетельства очевидцев. Не всегда объективные, зачастую пристрастные, но почти всегда любопытные. В этом умении найти любопытное - отличительная черта автора, которую он старательно культивирует и которая придает его книгам своеобразную ауру - вроде бы все это уже прочитано прежде и все известно, однако страницы перелистываются с интересом.
Придирчивый критик безусловно поставит Млечину в упрек скорость, с которой тот "печет" свои творения. Действительно, автор откровенно делает ставку на скорость, сознательно жертвуя обобщениями и идеями. Вот и в случае с рецензируемой книгой невооруженным взглядом видно, что она не просто делалась наспех, но и темп написания ее явно усилился к концу работы. Не случайно основная часть посвящена периоду до 1996 года, а остальное выглядит явно скомканным.
Другое дело, что яичко дорого бывает к определенному дню. Пожертвовав кое-чем в своей работе, автор явно выиграл с коммерческой точки зрения, выпустив книгу вскоре после добровольной отставки Ельцина, когда имя того еще осталось на слуху, заодно и опередив некоторых своих конкурентов. Ну что ж, регулярно голосуя на выборах за рыночные отношения, мы сами делаем свой выбор. В случае с публицистическими книгами Леонида Млечина этот выбор нельзя назвать плохим. Скорее, следует отметить, что автор выбрал в современной литературе пустующую нишу и с успехом ее осваивает.
Правда, в книгах Млечина старательно избегается острота - как события, так и его освещения. Они всегда слишком приглажены, пусть даже автор и делает заявку на рассмотрение "неудобных" тем. В информационном "пылесосе" всегда можно найти свидетельства как в пользу, так и против той или иной проблемы. В результате откровенно смазанными в образе и биографии Ельцина оказались некоторые серьезные проблемы - от Беловежского сговора до пристрастия к фаворитизму и согласия мириться с коррупцией среди своего окружения. Даже вроде бы серьезно рассмотренный вопрос о пристрастии президента к алкоголю оказался на деле смазан, поскольку автор предпочел свидетельства далеко не самых близких лиц, окружавших Ельцина.
Нравится это кому-нибудь или не нравится, однако работы Млечина - в первую очередь биографии Евгения Примакова и рецензируемая книга - уже стали неотъемлемой и даже закономерной частью современной российской литературы. Откровенная ориентация на рынок, своевременность публикаций, четкий расчет на то, чтобы "не обидеть", легкий, удобочитаемый стиль, высокая информационная насыщенность - вот некоторые приметы этого типа публицистических книг. Читателям они нужны, стало быть они будут существовать.