0
897
Газета Политика Интернет-версия

31.05.2000 00:00:00

Пропаганде надо учиться у США

Тэги: СМИ, закон


МЕДИЙНЫЙ синдром новой власти, озабоченной самоукреплением, породил еще одну инициативу. Теперь она затронула работу зарубежных СМИ на территории России.

Комитет Госдумы по информационной политике под руководством Константина Ветрова собирается заняться поправками к закону о СМИ. Они коснутся подчинения зарубежных СМИ, работающих на территории РФ, российским законам и введения принципа паритетности в работе зарубежных теле- и радиокомпаний. Если, к примеру, в России работают радиостанции "Свобода", "Голос Америки", Би-би-си, то "Маяк" и "Голос России" должны иметь возможность открыть свои бюро в Вашингтоне и Лондоне. Заместитель министра печати Михаил Сеславинский посетовал, что "Маяк" до сих пор не имеет возможности эффективно анализировать и критиковать политику администрации США, обладая для этого необходимой частотой. В интервью Интерфаксу Сеславинский подчеркнул, что радиостанция "Свобода", которая "занимает особую позицию в вопросе о Чечне", совершенно без ограничений вещала в период чеченской кампании, но "никаких санкций к ней не применялось". Во время же косовских событий российские СМИ аналогичной работы не вели.

Раздражение тех, кто по должности опекает свободу слова в России, не случайно. Как и в случае с упованием на "невидимую руку рынка" в экономике, власть, видимо, всерьез надеялась, что свобода информации автоматически, без лишних усилий приведет в баланс критику и защиту государственных интересов и идеологии. Этого явно не произошло. И теперь, в рамках перестройки режима, возникает соблазн исправить стратегические ошибки в сфере СМИ.

После заявлений Ветрова и Сеславинского в Минпечати устремился посол США в России Джеймс Коллинз. Но вызвано это было, надо думать, не столько обеспокоенностью по частному вопросу, а давно сложившейся политической моделью: власти США реагируют на любые признаки перемен в официальной информполитике других стран. Если же речь в ходе этой встречи действительно шла о намерениях России ввести для СМИ международный принцип "око за око", то Коллинз вряд ли уехал из Минпечати, всерьез озабоченный рисками для "информационной безопасности" Соединенных Штатов.

Простым принятием пакета законов о новых принципах лицензирования и паритета ничего сопоставимого с американской информационной машиной создать нельзя. И дело не только в отсутствии должных средств, хотя бюджетный профицит открывает бесспорные преимущества в информационной работе по сравнению с условиями бюджетного дефицита в России. Информационная машина США сильна не столько количеством и неутомимостью вещающих на Россию радиостанций, сколько многообразными, иногда вполне житейскими формами, которые вовсе не попадают под государственные законы о противодействии иностранной пропаганде.

Ставка на паритет с Западом, отработанная в ходе холодной войны и в военной, сравнительно прозрачной и поддающейся нормированию, сфере, - не спасла СССР. Сегодня в случае со СМИ она может оказаться бесполезной, если не контрпродуктивной. Дело в том, что главным козырем зарубежных информационных центров и конгломератов служат отнюдь не технические средства, лицензии и прочее, а широкомасштабная и кропотливая работа с "человеческими ресурсами". Американское правительство обращается к российскому народу во исполнение идеи "народной дипломатии", то есть налаживания взаимопонимания и контактов буквально со всеми - детьми и взрослыми, "элитой" и "народом". И не только со столичными жителями, но и с провинцией.

В дополнение к "Свободе" и "Голосу Америки" работают информационно-ресурсные центры, американские центры при посольствах и консульствах, каждое из которых обслуживает свои "округа" от Москвы до Владивостока, на которые поделена территория России для информработы. Помимо них трудятся многочисленные фонды, филиалы Национального института прессы, отдел прессы Агентства международного развития. После нескольких брифингов даже у провинциальных журналистов и академической элиты практически снимаются многие из былых комплексов и аллергий в отношении бывшего главного противника. Смог бы российский персонал радиоточек в США найти своих партнеров в таком количестве?

У американской информмашины есть четкое, до нюансов определенное представление о том, какой имидж Америки лучше формировать в глазах российской публики. И какой образ России и ее места в американской политике, создаваемые американскими СМИ, должны уходить в их репортажах на Родину. Дело доходит до того, что высокопоставленные чиновники из Вашингтона дают два брифинга по одному вопросу: один - для российских журналистов, другой - для своих. Причем дисциплина среди своих железная. Если вдруг принимается решение, скажем, не писать о новых задумках Эксимбанка в России, значит, из дюжины присутствующих на двухчасовом брифинге главы банка американских СМИ только два информагентства выпускают на ленту два двухстрочных сообщения.

Народная дипломатия обращается к массовому российскому сознанию не только через СМИ. Программы двухнедельных туров в США для людей всех чинов и профессий - от региональных политиков до медиков - сменяют один другой в течение всего года. Тематика самая обширная: от газетного менеджмента до родового вспоможения, спортивных соревнований инвалидов и роли женщин в обществе XXI века. При этом американцы пристально относятся к каждому конкретному человеку, изучая его послужной список и интересы.

Советник по культуре посольства США регулярно беседует с российским народом по Интернету (в рамках проекта "Гармония") о самом для него насущном - как правильно сделать карьеру на быстро меняющемся рынке рабочей силы, об этике на рабочем месте и т.д. И предлагает российскому народу больше рецептов по выживанию, чем его собственное правительство. К примеру, он объясняет, как можно часто и радикально менять если не профессию, то навыки. И как это помогло сохранить долговременный успех Мадонне и индустрии развлечения в Лас-Вегасе.

Смысл - разъяснить набор ценностей, основные из которых на века прописаны (другой вопрос - как осуществляются на практике) в Конституции США. При этом пару лет назад "народная дипломатия" была возведена в ранг приоритетных задач высокой политики. А Информационное агентство США, на чьих плечах издавна лежала такая задача, с октября прошлого года превращено в подразделение Госдепа. Американская дипломатия с этих пор и по официальному статусу стала более "народной", то есть реально обращенной к остальному человечеству, а не только к зарубежным профессионалам от политики.

В последние годы американцы доверяют все большую часть информационной работы нанятым на службу в диппредставительства местным гражданам (Foreign Service Nationals - ФСН). Как выразился орган Госдепа -журнал "State Magazine", американские дипломатические форпосты стремятся "все больше использовать местные таланты". И хотя российским ФСН доверяют гораздо меньше, чем их коллегам из западных стран, с их помощью выход на местное информационное поле существенно расширяется.

И здесь возникает вопрос: если завтра Госдума утвердит принцип паритета для электронных СМИ и Россия, в свою очередь, заимеет необходимую инфраструктуру в Вашингтоне или Лондоне, то с каким посланием российские власти обратятся к тамошней аудитории? Ее восприятие России в основном колеблется между индифферентностью и зацикленностью на персонажах фильма "Брат-2". При этом если в СССР была совершенно определенная пропаганда, которая иногда даже воспринималась как экзотика и привлекала западных интеллектуалов, то сейчас российские власти еще не до конца определились, какое прочтение ситуации в мире они предлагают не то что иностранцам, но и своему народу.

Вероятно, Минпечати и Госдуме следовало бы начать с дополнительных средств вещания не на зарубежные цитадели, а на российскую глубинку. Она достойна быть не только полем для политических технологий, но и для нормального диалога. Иначе можно оказаться потесненными "народной дипломатией" не только на чужом, но и на своем информационном поле.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1625
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1011
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
729
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1002

Другие новости