ПОПЫТКИ региональных элит найти защиту от инициатив Кремля по изменению принципов федеративного управления могут загнать их в своеобразный политический угол.
На сегодняшний день одним из наиболее ярких и публично разыгрываемых "козырей" губернаторов является проект создания Госсовета при президенте России. Разнообразные надежды региональных руководителей объединяются несколькими публично высказанными пожеланиями: во-первых, зарезервировать за собой регулярный доступ к главе государства, во-вторых, право, опять же регулярно, лично решать с президентом волнующие их вопросы и, в-третьих, возможность сохранения за собой статуса неприкосновенности, который в настоящее время им предоставляет членство в Совете Федерации. И похоже, что для достижения этих целей губернаторы готовы пойти даже на изменение Конституции.
Логика первых шагов по изменению федеративного управления рано или поздно столкнется с необходимостью скорректировать и Основной закон. Такую возможность не исключают и в администрации президента, оговариваясь, правда, что на это потребуется какое-то время, в том числе и для согласования этого вопроса с губернаторами. А тот факт, что инициатива изменения Конституции впервые прозвучала не от администрации, а от представителей региональных элит, может оказаться для Кремля крайне удачным поворотом. Пойдя навстречу губернаторам и прописав в Конституции понятие "Госсовет", что на первый взгляд могло бы показаться абсурдным, представители центральной власти могли бы получить неплохой шанс усилить свои собственные позиции в управлении Федерацией.
Уже сейчас Кремль пытается выстроить механизмы повышения управляемости регионов. Лишним подтверждением тому является формирование семи федеральных округов. По мнению главы государства, озвученному вчера на церемонии представления своего полномочного представителя в Северо-Кавказском округе, институт полпредов должен стать "дополнительным каналом для доведения информации до федерального руководства страны", а их деятельность - способствовать созданию "единообразия в понимании законов, действующих на всей территории страны".
Что касается правового единообразия на территории России, то в настоящее время ему препятствует практика федеративных соглашений, заключенных между Центром и регионами. И не исключено, что для ее устранения может потребоваться уравнивание статусов всех субъектов Федерации. А это уже может стать настоящей сенсацией, причем крайне неприятной для ряда региональных элит, которым в этом случае придется расстаться со многими политическими, да и экономическими рычагами. Уравнение же статусов субъектов Федерации, в свою очередь, могло бы поставить вопрос и об их укрупнении, тем более что такой проект обсуждается в Кремле как минимум несколько месяцев.