0
1240
Газета Политика Интернет-версия

30.05.2000 00:00:00

Александр Руцкой: "Дай Бог, чтобы я ошибся..."

Тэги: Руцкой, губернатор, Путин


- ПРЕДЛОЖЕНИЯ президента России Владимира Путина по изменению принципа формирования Совета Федерации, изменению порядка отстранения от должности губернаторов и роспуску региональных Законодательных собраний, отстранению от должности руководителей органов местного самоуправления коренным образом меняют систему управления страной. Как вы, Александр Владимирович, оцениваете эти инициативы?

- Я целиком и полностью согласен с президентом России в том, что необходимо в корне менять систему управления страной. Мы все убедились в том, что слепленную на бегу государственную власть тогда, в 1990-1991 годах, а потом отрихтованную в 1993 году, назвать властью невозможно. Отсюда и все проблемы в стране.

Любой процесс - экономический, химический, физический, а тем более политический - без управления, без контроля, без корректировки и своевременного вмешательства, самостоятельно к заданной цели с заданным результатом никогда не придет. Что поделаешь? Такова философия жизни. Мы неоднократно на примере жизни человечества убеждались в том, что происходящее само по себе, особенно в политической, экономической и социальной сферах, однозначно приводит к тем результатам, от которых возникают явления нестабильности, приводящие общество к переделам собственности, власти, и, как следствие - к потрясениям и революциям.

Вместе с тем авторы надуманной российской демократии, рыночной, вернее, базарной реформы, пытаются убедить общество, что предложенная президентом России косметическая реформа власти отбросит нашу страну на 10 лет назад. У меня несколько вопросов к этим господам. Как можно управлять государством, если никто никому по вертикали не подчиняется и, соответственно, не подотчетен? Мало того, розданные направо-налево суверенитеты приобрели форму открытого сепаратизма, наглого и циничного нарушения Конституции - Основного закона страны.

Разве можно считать нормальным явлением, когда республики, имеющие по Конституции такой же статус, как края и области Российской Федерации, самовольно присвоили себе статус государств? Мало того, руководство республик в составе единого федеративного государства не платят налоги в федеральную казну и даже пытаются ввести свой республиканский паспорт. Чем все это может закончиться? Кто еще не понимает, что России достаточно Чечни?

Разве можно считать нормальным явлением самостоятельно текущий процесс устройства власти в самих субъектах Федерации, когда создаются свои конституции, свои верховные суды, свои генеральные прокуратуры, парламенты, посольства, границы с пограничными столбами, навязывается законом требование изучения национального языка.

Как можно управлять регионом и нести за все ответственность, если всенародно избранному руководителю субъекта Российской Федерации в краях, областях (благо, в республиках действуют собственные законы, не допускающие этого явления), главы городов, поселков, районов не подчиняются?

- Вернемся к предложениям президента по реформированию государственной власти в России. Реакция специалистов на эти инициативы неоднозначна. Многие посчитали, что предложенные меры идут вразрез с действующей Конституцией. В таком случае эту Конституцию придется менять, приводить ее в соответствие с президентским взглядом на российское государственное устройство...

- О каком нарушении Конституции и разрушении существующей власти может идти речь, если на сегодняшний день того, что мы называем властью, вообще нет, вернее, есть ее подобие. Что страшного произошло в том, что президент пытается выстроить систему и вертикаль власти? К чему весь этот переполох в отношении решения президента создать федеральные округа с целью координации взаимоотношений Центра и субъектов Федерации, а также развития экономического взаимодействия между Центром и субъектами Федерации, входящими в федеральный округ?

Что страшного и антиконституционного совершает президент, ставя задачу полномочным представителям президента Российской Федерации в федеральном округе разобраться со штатной численностью и необходимостью существования тех или иных федеральных структур на территориях субъектов Федерации, входящих в федеральный округ?

Сами задайтесь вопросом, зачем на территории Курской области "трудятся" 17,5 тысячи (без милиции, ФСБ, ФАПСИ) федеральных чиновников и для чего в области существует инспекция маломерных судов штатом в 70 человек, если на ее территории вообще нет рек, "просторы" которых бороздили хотя бы весельные лодки. 17,5 тысячи человек берем за среднюю величину в Красноярском, Ставропольском крае (в Москве больше в 3-4 раза, а в Орловской области меньше), умножаем на 89 субъектов Федерации, получаем 1 миллион 557 тысяч 500 человек, умножаем на среднюю зарплату - 3 тысячи рублей в месяц, получаем 4 миллиарда 672,5 миллиона рублей, умножаем на 12 месяцев, получаем 56 миллиардов 70 миллионов рублей, плюс расходы на содержание зданий, транспорта, оргтехники, командировочные и так далее - примерно эта же сумма. Итого: 112 миллиардов 140 миллионов рублей. А мы стонем, что нет денег на зарплату учителям, врачам, милиции, армии, нет денег на культуру, здравоохранение.

Что антиконституционного совершает президент, ставя задачу привести в соответствие с Конституцией России законодательство субъектов Федерации?

О каком совершенстве Конституции может идти речь, если она позволяет безнаказанно разваливать единое Российское государство? Вот чего надо бояться, а не действий президента в наведении элементарного порядка.

- И все же аналитики уже сделали вывод: предложенный российским президентом план реорганизации государственного устройства в стране создает четкую вертикаль власти, во главе которой Кремль и никого кроме. Не отдает ли подобный вариант откровенным ущемлением прав регионов и полномочий их руководителей?

- Давайте вместе полистаем предлагаемый, обращаю ваше внимание, еще не принятый законодателями проект реформы власти. Где тут во главе власти только Кремль и чем ущемляются права регионов и полномочия их руководителей? Президент как был главой государства, так и остался, как был двухпалатный парламент - Государственная Дума, Совет Федерации - так и осталось. Если Совет Федерации формировался из руководителей субъектов Федерации и председателей представительных (законодательных) органов власти субъектов Федерации, то сегодня президент предлагает формировать его из полномочных представителей исполнительной и законодательной власти регионов. Как избирался населением региона руководитель субъекта Федерации, так и избирается, и так далее.

Какая вертикаль, какой Кремль во главе, какое ущемление полномочий? Введение в действие механизмов ответственности за нарушения Федерального законодательства, Конституции через отстранение, освобождение от должности руководителя субъекта Федерации, главы местного самоуправления или роспуск Законодательного собрания субъекта Федерации считать ущемлением прав регионов и полномочий руководителей субъектов Федерации, по крайней мере, глупо.

Этот вариант лично я считаю полумерой и думаю, что введение его в какой-то степени остановит и охладит пыл некоторых деятелей, возомнивших себя великими борцами за национальную независимость и право наций на государственное самоопределение, очистит корпус руководителей субъектов Федерации от тех, кто считает возглавляемый им регион своей кормушкой, избавит регионы от политизированных горе-законодателей, избранных на волне протеста граждан против проводимых псевдореформ.

- Видимо, поэтому вы, Александр Владимирович, и предложили президенту России, своим коллегам по Совету Федерации провести более жесткий вариант реформы власти?

- Ничего в своем предложении жесткого я не нахожу. В чем смысл моего предложения: прежде всего в том, что если абсолютное большинство членов Совета Федерации заявляет, что поддерживают вновь избранного президента, тем более все без исключения себя считают патриотами страны, то давайте в законодательном порядке примем решение о сложении с себя полномочий и предоставим право президенту аттестовать каждого из нас и назначить руководителем субъекта Федерации указом президента. Точно так же законом России дать право назначенным руководителям субъекта Федерации аттестовать и назначить глав административно-территориальных образований (районов, городов и других населенных пунктов), на сегодняшний день являющихся главами местных самоуправлений.

Указом президента назначенный руководитель субъекта Федерации становится реально высшим должностным лицом субъекта Федерации. Если хотите, старшим федеральным чиновником на территории субъекта, которому должны, хотя бы оперативно, подчиняться федеральные структуры на территории субъекта Федерации. Что здесь крамольного или криминального, если федеральному высшему должностному лицу субъекта Федерации, назначенному указом президента (освобожденному от должности указом президента) будут оперативно подчинены милиция, налоговая инспекция, налоговая полиция, инспекция по труду и т.д., за исключением прокуратуры, ФСБ, надзорного органа?

- "Оперативное подчинение" - это чисто военный термин...

- Оперативное подчинение - это не прихоть регионального руководителя, это прежде всего реальное, на основе закона, обеспечение исполнительной государственной власти субъекта Федерации.

То, что я предлагаю, создает не мнимую, а реальную вертикаль власти, способную не только продуктивно, ответственно работать, но и наводить элементарный порядок.

Президенту подчинен и подотчетен руководитель субъекта Федерации, руководителю субъекта Федерации оперативно подчинены федеральные силовые и контрольные органы, расположенные на территории субъекта, подчинены и подотчетны нижестоящие руководители исполнительной власти (руководители административно-территориальных образований), и с демократией все в порядке (через представительные органы власти народ осуществляет контроль за работой исполнительных органов власти), и государево око на месте осуществляет контроль через надзорный орган и Федеральную службу безопасности, и судебные органы независимы в осуществлении правосудия.

Вот это и есть вертикальная линия власти, а не штрих-пунктир, в разрывах которого происходят все чудеса, направленные на размыв единого государства, развал экономики.

Я поддерживал и поддерживаю президента России Путина Владимира Владимировича во всех начинаниях по наведению порядка в стране. Но наводить порядок с того, что руководителя субъекта Федерации в этой неразберихе и бардаке превращать в ничто, по крайней мере, опрометчиво. Кроме того, цитирую пункт 5 проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации": "Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности могут быть внесены палатами Федерального собрания Российской Федерации (надо понимать, не только Государственной Думой, но и сформированным по новой схеме из представителей региона Совета Федерации), правительством Российской Федерации, генеральным прокурором Российской Федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации". К этому праву дали право высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, руководителю высшего исполнительного государственного органа власти (так называется должность в проекте закона Российской Федерации) отвечать за все, но установили, что по-прежнему на территории субъекта губернатору никто не подчинен и не подотчетен, в том числе главы административно-территориальных образований районов, городов, поселков (муниципальных образований), и, само собой, не подчинены даже оперативно федеральные органы на территории субъекта. А право руководителя субъекта Федерации в судебном порядке освобождать от должности главу местного самоуправления или распускать законодательный орган субъекта вызывает разве что саркастическую улыбку - здесь ничего нового, в этом плане действующее законодательство предусматривает это право, но попробуйте реализовать его через нашу судебную систему! Если бы эта реформа укрепляла президентскую власть, власть руководителя субъекта Федерации, то оппозиция и некоторые депутаты Госдумы не ликовали бы и не радовались, что заветная мечта расправиться с теми, кто не давал им развернуться, чтобы взять реванш, сбылась. С принятием и вступлением этого закона в действие президента России завалит поток доносов, кляуз на требовательных, жестких, инициативных руководителей субъектов Федерации.

- К доносам вам не привыкать...

- Эту школу проходил не один раз. Что только не льют на меня, десятки доносов и кляуз поступило от депутатов областной Думы (авторы - исключительно депутаты от КПРФ), прокурора области, начальника УВД области в адрес президента России, администрации президента, генерального прокурора, министра внутренних дел! Совершенно не сомневаюсь, теперь их будет больше.

Мало того, теперь оппозиция получит право и уголовные дела стряпать на руководителя субъекта Федерации, лишив его членства в Совете Федерации и депутатского статуса. В этом вопросе проблем тоже не будет. На каждого из нас, не угодного местному, слившемуся воедино политическому, правоохранительному и коммерческому бомонду, можно сходу заводить сотни уголовных дел, потому что каждый принимал тысячи решений для выживания региона в тяжелых экономических условиях. Кто теперь будет бросаться в атаку, чтобы провести посевную, уборочную кампанию, кто будет искать варианты, чтобы обеспечить регион топливом на зиму, кто будет искать варианты получения живых денег через зачеты и бартер, чтобы платить зарплату учителям, врачам, чтобы купить трактора, комбайны, лекарства, сырье для предприятий, кто будет требовать с милиции, налоговой инспекции, налоговой полиции обеспечить правопорядок и сбор налогов?

Руководителями субъектов в ближайшее время станут мягкие, безынициативные высиживатели срока полномочий, и от этого непременно произойдет "укрепление" государственной власти, "подъем" экономики, "сохранится" единство и "наступит" социально-политическая стабильность. Дай Бог, чтобы я ошибся в своем прогнозе и предложенная президентом России реформа власти дала тот результат, на который рассчитывает Владимир Владимирович Путин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
447
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
493
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
543
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
453

Другие новости