Президент России Владимир Путин не только главный гость съезда, но и неформальный лидер партии "Единство". Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
АКТИВНО проходящий в стране процесс партийного строительства был отмечен в минувшую субботу грандиозным мероприятием по превращению общероссийского движения "Единство" в одноименную политическую партию. Как и было заявлено ранее, на этом "медвежьем" съезде в качестве его полноправных делегатов из 89 регионов страны, включая и Чечню, присутствовали представители организаций, пожелавших быстро и без особых проблем стать "заединщиками": наряду с руководителями "Единства" и сочувствующим "медведям" президентом Владимиром Путиным места в президиуме заняли лидер НДР Виктор Черномырдин и председатель исполкома движения "Вся Россия" Олег Морозов. Каждый из них в своем выступлении подчеркнул особую роль своей политической структуры в формировании новой массовой партии. Так, Черномырдин сообщил о единодушном решении съезда НДР влиться в "Единство", а по словам Морозова, на выборах президента многие региональные организации "Всей России" "работали на поддержку Путина". "Медведи" приняли эти заявления доброжелательно, но довольно снисходительно, не забывая о том, что еще недавно их движение называли "виртуальной организацией". Лидер "Единства" Сергей Шойгу особо отметил в своем докладе, что до сего времени власть не имела широкой поддержки общества, которую и должны были ей обеспечить всевозможные политические организации. В первую очередь это сказалось на экономике, которая стала зависеть от узкокорпоративных интересов. По словам Шойгу (камень в огород Черномырдина), даже главная сырьевая опора страны - топливно-энергетический комплекс - полностью себя исчерпала и теперь может превратиться в серьезный тормоз. Определив создаваемую партию как "конструктивный механизм согласования интересов общества и власти", "главную опору и поддержку Путина", лидер "Единства" заявил, что партия будет ставить перед собой только достижимые цели, обеспечивая поступательность реформ, проводимых президентом.
В свою очередь, присутствовавший на съезде глава государства, подчеркивая свою причастность и неизменную симпатию к "Единству", не только назвал делегатов съезда "коллегами", но и заявил о том, что создание такой массовой открытой партии - его личная мечта как президента. По словам Путина, сегодня Россия имеет слабые государственные институты и слабое гражданское общество. Влияние политических структур на региональных выборах очень скромное: кандидаты, как правило, стараются дистанцироваться от партий и попадают под влияние кланов и групп. Поэтому партстроительство - задача государственная, оно должно сделать управление страной более эффективным, обеспечивая защиту прав граждан на всей территории. Президент заметил, что было бы непростительной ошибкой растерять тот кредит доверия, который имеет сегодня "Единство". И главная опасность здесь состоит в том, что "к власти всегда стремятся прислониться те, кого к ней нельзя подпускать и на пушечный выстрел". На кого намекал Путин, остается загадкой. Возможно, он просто поделился с коллегами своими личными опасениями. Главную цель новой партии и власти президент определил так: "Преодолеть в стране бедность и отсталость".
С подробным концептуальным докладом на съезде выступил руководитель думской фракции "Единство" Борис Грызлов. Прежде всего он определил роль и место новой партии в политическом спектре страны. Это центризм, который "носит не политический, а социальный характер". Говоря о взаимоотношении с другими политическими силами, Грызлов подчеркнул абсолютную несовместимость с коммунистами, превратившими свою партию в "тоталитарную секту, которая была озабочена только своими привилегиями". По его мнению, сравнивать "Единство" с КПСС крайне некорректно, поскольку "медведи" не собираются брать опыт коммунистов ни в организационном, ни в идейном плане. Что касается правых, то, по словам Грызлова, "Единство" разделяет их либерально-экономические взгляды, но не согласно с тем, чтобы "проверять граждан на выживание реформами". Нет консенсуса с правыми и по проблеме Чечни. Лидер думской фракции полностью поддержал президента в его стремлении укрепить основы Федерации и тоже призвал партию "объявить войну нищете".
Однако преобразование движения "Единства" в политическую партию прошло не столь гладко, как было задумано устроителями мероприятия. Конфликт между Сергеем Шойгу, который вел съезд, и региональными делегациями возник при формировании руководящих структур партии. Многие делегации возражали против конкретных кандидатур, рекомендованных в политсовет "Единства" (в частности, это касалось представителя "Всей России" от Приморья Светланы Орловой и курского губернатора Александра Руцкого). Не привыкший к долгим демократическим процедурам голосования лидер "Единства" явно пытался "надавить" на съезд, и в конце концов было принято "соломоново решение": не поддержанные делегациями кандидатуры все же вошли в политсовет, но они будут работать там только до октября-ноября, когда на следующем съезде их заменят более достойные люди. Весьма нелепая ситуация возникла и с "инициативой" НДР, которая предложила в руководящие органы своих губернаторов, в то время как по уставу "Единства" госчиновники, военнослужащие, работники милиции и судов вообще не могут быть членами партии до тех пор, пока не уйдут в отставку. (Даже Сергей Шойгу по этой причине не может быть членом партии.) По сути дела, уже на съезде проявилась тенденция к "номенклатуризации" партии, о чем наблюдатели не раз предупреждали "медведей". Скорее всего, именно старое чиновничество, пришедшее в партию благодаря автоматическому слиянию "Единства" с НДР и "Всей Россией" станет главной внутренней опасностью для самого "Единства". В целом же руководящие органы пропрезидентской партии выглядят теперь так: лидер - Сергей Шойгу, глава политсовета, состоящего из 205 человек, - Борис Грызлов, руководитель исполкома - Сергей Попов. А в наблюдательный совет партии, который по задумке должен состоять из семи "наиболее авторитетных и влиятельных людей", пока вошли четверо - Сергей Шойгу, Виктор Черномырдин, руководитель думской группы "Народный депутат" Геннадий Райков и глава законодательной власти Татарии Фарид Мухаметшин.