Рисунок Вадима Мисюка |
НАКАНУНЕ своего учредительного партийного съезда пропутинское движение "Единство" выступило в качестве на редкость гостеприимной организации, распахнувшей двери сразу нескольким политическим структурам. В "медвежью берлогу" выстроилась настоящая очередь из партий и движений различной политической ориентации, мечтающих поучаствовать в "процессе консолидации общества" на основе абсолютной солидарности с властью. Это Партия российского единства и согласия Сергея Шахрая, "Наш дом - Россия" Виктора Черномырдина, Русская социалистическая партия Владимира Брынцалова и движение "Вся Россия", возглавляемое Владимиром Яковлевым, Минтимером Шаймиевым и Муртазой Рахимовым.
В том, что данные структуры решили влиться в "Единство", в принципе нет ничего удивительного. Во-первых, мощное движение Сергея Шойгу, за которым стоит фигура Владимира Путина, может спасти их от политического забвения, которое стало очевидным фактом после парламентских выборов. Во-вторых, все эти организации (за исключением брынцаловской) в то или иное время претендовали на роль партий власти, имея серьезный номенклатурный ресурс. В-третьих, не столько сами структуры, сколько их лидеры сегодня нуждаются в формальной поддержке Кремля, которую они и надеются получить через партию, курируемую Кремлем.
Каждая из этих организаций уже не раз пыталась доказать, что она достойна внимания со стороны "Единства". Всем памятна история заранее объявленного, но так и не состоявшегося альянса между "Единством" и НДР накануне выборов в Госдуму. Тогда, по нашим сведениям, этому объединению помешали разногласия в политсовете "Нашего дома - России", поскольку молодой и амбициозный политик Владимир Рыжков не послушался опытного руководителя Виктора Черномырдина. Построив свою предвыборную кампанию на запоздалой критике власти, НДР проиграло по всем статьям, и в результате в Думу смогли пройти лишь несколько человек, баллотировавшихся по одномандатным округам. В парламенте депутаты от НДР вошли во фракцию "Единство" и ее "дочернюю" группу "Народный депутат". Лидеры "Нашего дома" постоянно вели переговоры с руководством "Единства" по вопросу объединения двух структур на паритетной основе. Но путинцы держались стойко - в их уставе не было прописано коллективное членство.
Шахраевская ПРЕС тоже имела подобный опыт коалиции. В свое время она сливалась с НДР, чтобы усилить свой авторитет, а накануне парламентских выборов 1995 года вышла из состава "Нашего дома - России", оставив движению Черномырдина многие свои региональные структуры. Теперь Сергей Шахрай (кстати, одним из первых предложивший принять его партию в "Единство") активно помогает проводить законодательные инициативы фракции Грызлова в Госдуме.
Есть свои заслуги и у Владимира Брынцалова. Несмотря на то что его партия носит название "социалистической", многие ее позиции близки правоконсервативным устремлениям "Единства". Сам лидер РСП не пропустил ни одного съезда "медведей", а в президентскую выборную кампанию был доверенным лицом Владимира Путина.
Настоящие сомнения в искренности побуждений к взаимовыгодному политическому альянсу вызывает движение "Вся Россия". И не только потому, что именно эта организация, объединившись с лужковским "Отечеством", была главным противником "Единства" на минувших парламентских выборах, но еще и потому, что ее программные документы слишком сильно отличаются от державных целей и либеральной экономической стратегии, провозглашаемых пропутинцами. Непонятно, например, как лидеры "Единства" будут находить общий язык с президентом Башкирии, который установил на территории своей республики авторитарный режим по отношению к оппозиционной прессе. Не ясно, как "заединщики", единогласно поддержавшие либеральную экономическую программу Германа Грефа, будут убеждать президента Татарии платить республиканские налоги в федеральный бюджет. И как, наконец, будут строиться отношения с питерским градоначальником Владимиром Яковлевым, против которого "Единство" выступало на минувших губернаторских выборах, поддерживая "яблочника" Игоря Артемьева.
По всей вероятности, в самом движении "Единство" произошла серьезная переоценка взглядов на будущую партию. Теперь "медведи" борются уже не за чистоту партийных рядов, о чем не раз заявлял их лидер Сергей Шойгу, а за их широту и многообразие. Решено покорить Россию если уж не умением, так хоть числом. Очевидно, в Кремле коренным образом изменились взгляды на партстроительство - если раньше речь шла о двухпартийной политической системе, то теперь четко вырисовывается трехпартийная. КПРФ и новая партструктура, создаваемая под "социал-демократа" Геннадия Селезнева, должны занять левый фланг, "Союз правых сил" и "ЯБЛОКО" прочно обосновались на правом, а центр оставлен за "Единством". Причем путинцы по плану кремлевских стратегов должны быть именно центром, а не правоцентристской партией, как задумывалось раньше. Скорее всего только этим объясняется ускоренный процесс объединения разношерстных организаций в единую партийную коалицию. А для того чтобы абсолютно несовместимые по своим взглядам структуры не смогли размыть будущую партию изнутри, превратив ее в аморфное образование, решено применить такой метод, как предварительный самороспуск политических организаций, вступающих в "Единство" с последующим индивидуальным членством.
Состоявшийся вчера политсовет движения "Единство" порекомендовал оставить на посту лидера одноименной партии Сергея Шойгу. Вполне возможно, что в новую партию власти вольются также "Духовное наследие" Алексея Подберезкина и Народно-патриотическая партия ветеранов войны в Афганистане.
При этом есть серьезные сомнения, что новая партия власти, вобравшая в свои ряды опытных политических перебежчиков, способна развиваться, не имея реальной цели в ближайшей перспективе. Ведь таковой не может быть только поддержка властей. Целью всякой политической партии в условиях России до сих пор была власть как таковая. Поскольку в ближайшие как минимум четыре года вопрос о власти стоять не будет, приходится рассматривать нынешний учредительный съезд "Единства" как чисто пиаровскую акцию его основателей, с одной стороны, и политических маргиналов в союзе с проигравшими лидерами "Всей России" по доказательству своей преданности и нужности "лично Путину В.В." - с другой. В том, что президенту сейчас нужна большая, аморфная и кормящаяся из госбюджета партия не очень перспективных (в целом) деятелей, есть большие сомнения.