Кадровому резервисту Виктору Калюжному, похоже, нашли применение. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
ЭКС-МИНИСТР топлива и энергетики Виктор Калюжный, похоже, оказался на редкость "непотопляемой" персоной. Не успели многочисленные противники бывшего главы топливного ведомства отпраздновать его уход из кабинета министров, как из правительственных кулуаров просочилась довольно забавная сенсация. Виктор Калюжный может стать спецпредставителем президента по Каспию в ранге замминистра иностранных дел. Правда, на момент подписания номера в печать резолюции на соответствующем указе так и не появилось. В Кремле такую возможность комментировать отказались.
Но вице-премьер Виктор Христенко сообщил, что назначение Калюжного спецпредставителем президента в Каспийском регионе должно состояться в ближайшее время. Его деятельность будет связана с интересами России в нефтяной отрасли.
До сих пор славы на дипломатическом поприще экс-министр не снискал. Суть его политического амплуа, напротив, составляли конфликтность и неуживчивость. Пытаясь отстоять в общем-то довольно справедливые претензии на кресло в совете директоров "Газпрома" для одного из представителей Минтопэнерго, он ухитрился стать чуть ли не личным врагом Рема Вяхирева. Не по-дипломатически шумно и некрасиво была проведена отставка экс-руководителя "Транснефти" Дмитрия Савельева. И уж совсем неважно получилось с перераспределением квот на иракскую нефть, состоявшимся в первые же дни после его назначения на пост главы Минтопэнерго, оправдаться в котором министр, кстати, так и не смог.
Когда встал вопрос о том, кто будет главой Минэнерго в правительстве Касьянова, сторонников у Калюжного практически не осталось. Против него, по слухам, высказался даже новый глава "Транснефти" Семен Вайншток, который своим появлением в компании многим был обязан именно ему. Не слишком возражали против отставки Калюжного и те нефтяные генералы (в их числе назывались представители "ЛУКОЙЛа", ТНК и "Сибнефти"), которые чуть больше года назад приложили немало усилий, чтобы поставить его во главе Минтопа. Их претензии на приватизацию оставшихся в федеральной собственности компаний несколько расходились с желанием министра объединить эти структуры в одну - "Госнефть".
Из этих трех бывших союзников Калюжного в рядах элиты топливного бизнеса интересы на Каспии есть только у "ЛУКОЙЛа". Его глава - Вагит Алекперов - оказался единственным российским нефтяным генералом, которому удалось приобщиться к разработке недр Казахстана и отстаивать интересы своей компании в Азербайджане. Однако в условиях неопределенности статуса Каспия "ЛУКОЙЛу", похоже, предстоят довольно сложные дискуссии с Астаной на предмет выяснения принадлежности некоторых недавно открытых месторождений. Их успех не в последнюю очередь будет зависеть от государственной поддержки.
Насколько эти ожидания может оправдать лично Виктор Калюжный, решать, естественно, президенту, который в решении нефтяных вопросов, по некоторым сведениям, довольно серьезно относится к мнению Вагита Алекперова. Сравнений с бывшим замглавы МИДа Борисом Пастуховым, не так давно курировавшим в министерстве в том числе и каспийское направление и лично знавшим всех президентов прикаспийских государств, авторитет экс-руководителя Минтопэнерго, пожалуй, не выдерживает.
Для самого же Калюжного предполагаемое назначение может стать сродни повышению. Если раньше он занимался только нефтью России, то теперь (при должной организации работы) Калюжный будет иметь отношение и к нефти СНГ.