ПЕРВЫМ вопросом в повестке дня вчерашнего заседания правительства было обозначено обсуждение проекта налоговой реформы, основные параметры которой уже были обозначены в письме президента России Владимира Путина, направленном в Государственную Думу. И перед началом заседания кабинета министров, впервые собравшегося в новом составе, казалось, что обсуждение будет спокойным.
Однако рассмотрение вопроса затянулось. Заместителю министра финансов Сергею Шаталову, выступившему на правительстве с основным докладом, пришлось прямо во время заседания дорабатывать текст письма. И хотя, по его словам, поправки носили чисто редакционный характер, из других источников стало известно, что дискуссия на заседании правительства была более острой.
Одним из основных элементов предлагаемой налоговой реформы является введение единой ставки подоходного налога (13%). Противодействия со стороны депутатов это предложение скорее всего не вызовет - 23 мая налоговый подкомитет Думы одобрил это предложение правительства.
Представленные вниманию журналистов материалы несколько прояснили интересовавший многих экспертов вопрос, как правительство собирается компенсировать доходы, выпадающие из бюджета при условии снижения, начиная с 2001 года, налоговой нагрузки на 2% ВВП. В жертву будут принесены действующие пока для многих категорий населения налоговые льготы. Военнослужащие, судьи и работники прокуратуры должны будут полностью платить налоги наравне с остальными гражданами. Таким образом, люди в погонах потеряют одну из немногих оставшихся у них с советских времен привилегий. Отмена большинства налоговых льгот предлагалась еще в программе Центра стратегических разработок, и явно не случайно, что обоснование этой мере дал новый министр экономического развития и торговли Герман Греф - уплата налогов военнослужащими позволит выправить бюджетное положение тех регионов, где размещено большое количество военных частей. Зато из его уст прозвучали впечатляющие данные о послаблениях для предприятий в результате пол-ной отмены налогов с оборота.
Сейчас они составляют примерно 4%, а каждый процент такого налога равнозначен 11% налога на прибыль. Полная их отмена позволит предприятиям сохранить в своем распоряжении до 200 млрд. руб.
Отменяя многие мелкие и труднособираемые налоги, правительство предполагает в то же время резко повысить косвенное налогообложение некоторых товаров первой необходимости. В представленном Минфином варианте идет речь о повышении в среднем в два раза акциза на табак и (что самое главное) о шестикратном повышении акциза на бензин. Рост цен автомобильного топлива в результате такого шага достигнет, по оптимистичным прогнозам Минфина, 25-28% на высокооктановые марки.
Впрочем в ходе заседания кабинета прозвучали и более мрачные прогнозы. Независимые эксперты называют совсем другие цифры - по их мнению, подобный шаг правительства приведет к повышению цен на бензин на 60-70%. В результате Михаил Касьянов предложил срочно провести перерасчет оценок Минфина, что и послужило одной из причин затяжки с утверждением проекта письма в Думу. Вообще проект правительства весьма вероятно может столкнуться с трудностями при прохождении в парламенте. Повышение акцизов - очевидно непопулярная мера, и хороший повод для критики правительства. Ряд предложений уже встретили возражения в Думе - например, о начале перехода на накопительную систему пенсионного страхования.
Единый социальный налог тоже может стать реальностью - в его состав войдут взносы в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Его ставка может составить 7,6%, из которых 4% будет направляться в Фонд социального страхования, 0,5% - в Федеральный фонд медицинского страхования и 3,1% - в территориальные фонды медицинского страхования. Пенсионный фонд сохранит право самостоятельно собирать взносы с работодателей, ставка по которому предлагается в размере 28%.
* * *
ПРОФСОЮЗЫ из всех налоговых предложений правительства заинтересовались в первую очередь социальным налогом. ФНПР провела вчера селекторное совещание, посвященное предстоящим нововведениям в Налоговом кодексе. Лидер ФНПР Михаил Шмаков призвал представителей отраслевых профсоюзов единым фронтом выступить против попыток введения единого социального налога. Учитывая хронический дефицит государственного бюджета, не исключено, что именно средства единого социального налога станут той палочкой-выручалочкой для затыкания бюджетных "дыр", считают в ФНПР. Кроме того, слияние внебюджетных фондов в одну статью позволит, по мнению Михаила Шмакова, самым незаметным образом сократить расходы на обслуживание социальных нужд.
Пока во внесенной в нижнюю палату парламента редакции Налогового кодекса взносы во внебюджетные фонды уже приравниваются к налогам, страховщик объявляется налогоплательщиком, и устанавливается твердый тариф, причем с понижением. Пока собственником средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования являются застрахованные граждане, которые уполномочивают государство, своих представителей в лице профсоюзов, объединение работодателей-страховщиков, контролируя друг друга, управлять этими внебюджетными фондами. Средства этих четырех фондов могут быть потрачены (по закону) только на целевые нужды, с которыми образованы эти фонды. Появление лишнего звена в цепочке "сбор денег-их выплата", с точки зрения Шмакова, приведет к увеличению сроков начисления и выплат пенсий и пособий. Статистические данные о наполнении каждого внебюджетного фонда за 1999 год показывают, что собираемость взносов составила от 92 до 96%. А сбор налогов в прошлом году составил всего 70%, поэтому слияние социальных взносов в единый налог может означать реальную угрозу резкого снижения поступлений в социальные фонды.
По данным ФНПР, поправки, ликвидирующие деятельность страховых фондов, - это только начало. Например, некоторые депутаты фракции "Единство" предлагают в течение ближайших трех лет сократить размеры отчислений в Пенсионный фонд и Фонд занятости в полтора раза, а в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования - более чем вдвое.