ПОСЛЕДНИЕ события, происходящие вокруг создания единого государства на территории России и Белоруссии, вносят определенную долю скептицизма в те оптимистичные заявления, которые последнее время звучат из уст руководителей стран - участниц Таможенного союза. Несмотря на очевидный прогресс в сближении таможенных и налоговых законодательств этими государствами, все больше проблем у России возникает во взаимоотношениях с ее главным партнером на этом пространстве - Белоруссией. По крайней мере об этом свидетельствует тот факт, что процесс сближения финансовых систем Москвы и Минска движется крайне медленно, причем в далеко не самом выгодном для нашей страны русле.
На днях стало известно, что в российское правительство поступили предложения, согласованные Центральными банками России и Белоруссии, о введении единой валюты и о создании единого эмиссионного центра. Как сообщили в аппарате правительства РФ, документы сейчас находятся на рассмотрении членов кабинета министров, но точно определить, какая же схема достижения этих двух целей будет выбрана, пока невозможно. Однако некоторые положения документов, начавшие просачиваться в прессу, пока вызывают лишь опасения.
Так, несмотря на то что единой союзной валютой станет российский рубль (что в принципе было очевидно с самого начала), России придется пойти навстречу просьбам Белоруссии, настаивавшей на выделении стабилизационного кредита для поддержки курса местной валюты - "зайчика". До последнего времени против выделения средств активно выступали некоторые высокопоставленные чиновники из Центрального банка России. И не случайно - по оценкам экспертов, для стабилизации белорусской национальной валюты потребуется от 150 до 200 млн. долл. Причем впоследствии траты могут только возрасти. Ведь переход на единую валюту отнесен на 2005 год. А до этого времени белорусским властям придется самостоятельно удерживать темпы снижения курса "зайчика" в пределах максимально низких показателей.
Однако Минск, рассчитывая на финансовую помощь Москвы, видимо, все-таки отказался пойти навстречу некоторым требованиям России - прежде всего в вопросе об определении единым эмиссионном центром Союзного государства Центрального банка Российской Федерации. Судя по информации, поступающей из органов исполнительной власти, решение этого вопроса предполагается отложить, что называется, до лучших времен.
Подобное развитие отношений между Москвой и Минском заставляет выдвигать не самые оптимистичные прогнозы относительно перспектив российско-белорусского союза. Обозначим здесь лишь два варианта первопричин, препятствующих сближению финансовых систем двух государств. Первый из них связан с возможным охлаждением интереса к созданию Союзного государства со стороны Александра Лукашенко. Как полагают эксперты, смена президентов в России сделала выполнение некоторых амбициозных планов белорусского президента практически нереализуемым. Очевидно, что новый президент России Владимир Путин не захочет пропускать кого-либо на пост руководителя создаваемого Союзного государства.
Что же касается другого варианта, то он также связан скорее с теми политическими изменениями, которые в настоящее время происходят в нашей стране. Некоторые эксперты считают, что само по себе сближение с Белоруссией сейчас может рассматриваться нынешними властями лишь как запасной вариант - на случай если затеянные новым президентом реформы в области управления страной, а также в экономике в России в конце концов провалятся.