Конкурс на телевизионные частоты, используемые двумя телеканалами ОРТ и ТВЦ, совпал с обсуждением в Совете Европы проекта рекомендаций странам-членам "О независимости и функциях регулирующих органов телерадиовещания".
Еще не состоявшись, конкурс приобрел некоторую скандальную известность, судя по многочисленным публикациям в печати, не только потому, что СМИ обычно встречают весьма сдержано любые попытки административного регулирования их деятельности, но и в связи с существенными процедурными вопросами.
Оставим в стороне вопрос о политическом подтексте происходящего, который явно поблек после президентских выборов и официального вступления в должность нового президента. Проблема взаимоотношений власти с СМИ существует во всех цивилизованных странах и чаще всего разрешается к обоюдному согласию в интересах гражданского общества.
В демократическом государстве власть не может не быть заинтересована в плюрализме источников информации, в многообразии СМИ, отражающих все основные оттенки и течения общественного мнения, из которых и складываются общегражданские солидарность и ответственность.
Любые попытки "упорядочить" СМИ, "поставить их на место" никому еще не приносили славы и лишь будоражили общество, реанимируя в нем вредный конфронтационный искус или возвещая о некоем болезненном этапе передела рынка масс-медиа.
При этом форма решения вопросов с соблюдением принципов гласности, открытости, транспарентности играет едва ли не большую роль, чем само содержание в такой деликатной области, как продление или выдача новых лицензий телерадиовещателям при ограниченности частот и наличия в нем лиц, имеющих интересы или осуществляющих функции в медиа-бизнесе или соответствующих отраслях, чтобы избежать не редко возникающего в таких случаях "конфликта интересов".
Большое значение придается и порядку финансирования регулирующих органов, чтобы не допустить использования финансовых рычагов в чьих-то групповых целях. Поэтому рекомендуется использовать прежде всего средства, аккумулируемые за счет оплаты лицензий, а также из общественных и других фондов при наличии гарантий невмешательства с их стороны в дела регулирующих органов.
По общему мнению европейских законодателей, у государства нет другого рычага воздействия на телевидение, как общественное, так и частное, кроме использования механизма выдачи лицензий путем проведения тендеров, конкурсов и других форм честной конкуренции, а также путем отслеживания исполнения требований лицензий.
При этом речь не идет о том, что лицензии должны превратиться в некую "дубину" в руках ретивых "регулировщиков", одно лишь упоминание которой должно вызывать трепет электронных СМИ и их полное подчинение воле чиновников.
Характерно, что отзыв лицензии до истечения срока ее действия может быть предпринят только в исключительных случаях, например, если она получена на основе "ложной информации" с целью сознательного обмана членов регулирующего органа. В остальных случаях невыполнения владельцем лицензии содержащихся в ней требований речь идет о применении против него различных санкций, начиная с предупреждения, при обязательном соблюдении права проштрафившегося "быть выслушанным". Сделать это можно только в исключительных случаях, четко оговоренных в рекомендациях и требующих веских доказательств вплоть до решения суда.
Интересно и другое: после длительных дебатов европейские законодатели пришли к выводу, что предоставление телеканалами концепции вещания при обращении за лицензией не является непременным условием, так как равнозначно введению дополнительных ограничений принципа свободы информации и, по существу, открывает возможности для бюрократической предвзятости произвола и вкусовщины.
При этом не следует считать, что лицензию можно легко заполучить, как говорят французы, "между сыром и грушей". Всяческие теневые сделки исключаются, так как после выработки списка частот, выносимых на тендер, следует публичное объявление о его проведении, ходе и результатах с указанием таких деталей, как характер вещания, минимальная продолжительность программ, географический охват вещания, способ финансирования, стоимость лицензии, а также основные технические параметры.
Претендент на лицензию должен предоставить исчерпывающую информацию в отношении структуры своей компании, ее владельцах и капитале, а также о содержании и продолжительности программ, которые предложены вещателем.
Святая святых - принцип редакционной свободы или свободы программной политики в полном объеме защищен в вырабатываемых Советом Европы рекомендациях, в которых ясно говорится: "Регулирующие инстанции не могут осуществлять предварительный контроль за программами, и отслеживание программ, следовательно, может быть только после эфирного вещания".
Разумеется, рекомендации на то и рекомендации, чтобы не носить строго обязательный характер. К ним можно подойти по принципу "заграница нам не указ", тем более что, по справедливому мнению многих наших соотечественников, Совет Европы не проявил достаточного понимания российских интересов при решении весьма болезненной для нас и затрагивающей все международное сообщество проблемы подавления опаснейшего очага терроризма в Чечне
Но первое - дело временное и, как показывает недавнее яркое дипломатическое событие, визит министра иностранных дел Игоря Иванова в Страсбург, вполне поправимое, другое, несомненно, носит долговременный характер и служит важным показателем умения России играть по правилам, принятым в цивилизованном сообществе.