Вагит Алекперов и Анатолий Чубайс не слишком расстроены кадровыми перестановками в Минэнерго. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
РАСПРОСТРАНЕННАЯ версия о том, что новые представители ветвей власти сделают политическую жизнь России скучной и неинтересной для широкой публики, рискует не оправдаться. Едва сформированный из состава "старой команды" кабинет министров отличает признак местами сильно натянутого бюрократического компромисса, не выдерживающего, как известно, длительного напряжения. Любителям разбираться в правительственных парадоксах таких возможностей представится в избытке. Загадочный смысл преобразования Минэкономики в Министерство развития и торговли, лишение, пусть даже и лексическое, Минсельхозпрода контроля над продовольствием, а Минтопэнерго - над топливом проявится, вероятно, еще не скоро. Куда быстрее достоянием общественности могут стать условия многочисленных структурно-кадровых компромиссов.
Самым слабым в этом отношении может оказаться топливно-энергетический блок. Сам факт отставки скандально прославившегося министра Виктора Калюжного, нажившего себе врагов среди наиболее влиятельных естественных монополистов, пожалуй, неудивителен. Хотя основания для поддержки экс-главы Минтопэнерго со стороны Михаила Касьянова не были лишены основания. Некоторым это даже дало повод предполагать, что уход Калюжного стал своеобразной аппаратной жертвой, предотвратившей усиление группы либералов в вице-премьерском клубе.
До тех пор пока не определены функции нового министерства, говорить о победителях и побежденных, пожалуй, рано. Однако первые шаги в области реформирования ведомства, управляющего топливом и энергией, пока оставляют лишь одно впечатление: сырьевые генералы сделали попытку ослабить над собой госконтроль.
Проект преобразования Минтопэнерго в Министерство энергетики был прописан в программе Германа Грефа не без непосредственного участия экс-министра топлива и энергетики Сергея Генералова. С момента своей отставки он оказался в числе поклонников перераспределения функций Минтопа в пользу других ведомств на американский манер. Суть его состоит в уходе от практики топливных балансов к "лицензионным соглашениям". Другими словами, право разработки того или иного месторождения нефтяные компании будут получать под условия выполнения обязательств по внутренним поставкам топлива, а также под фиксированные экспортные квоты, которые до сих пор ежемесячно корректировались Минтопом. В случае реального, а не лексического расформирования Минтопэнерго контрольные функции могли бы перейти в Минприроды, возглавляет которое отнюдь не нефтяник. Хотя некоторых влиятельных нефтяных генералов это не вполне устраивает, и не исключено, что они все-таки попытаются этому помешать.
Авторы проекта расформирования Минтопа утверждают, что подобные новшества позволят избежать многочисленных нарушений компаниями правил игры на топливном рынке. Последнее, впрочем, довольно сомнительно. Если нефтяникам все это время удавалось избегать оперативного контроля над их деятельностью со стороны целого министерства, то где гарантия того, что они не изыщут способа делать это и впредь, благо возможностей проконтролировать эти попытки будет меньше.
Не будет портить жизнь нефтяным генералам и призрак "Госнефти", проект создания которой стал одним из программных моментов деятельности Виктора Калюжного на посту министра. Теперь на пути компаний, желающих поучаствовать в "доприватизации" нефтяной собственности, никаких, пусть даже и формальных препятствий больше не возникнет. Активы же "Роснефти", "Славнефти" и ОНАКО скорее всего разойдутся по структурам "ЛУКОЙЛа", ЮКОСа, ТНК и "Сибнефти".
Представители "Газпрома", которые уже давно выражают претензии к тому, чтобы подчиняться президентской администрации, также вряд ли пожалеют о случившемся. Какое именно министерство теперь будет курировать Рема Вяхирева, сейчас непонятно, пожалуй, даже самому Михаилу Касьянову.
Таким образом, единственным полноценным подчиненным нового руководителя министерства в случае реального расформирования Минтопэнерго мог бы оказаться один лишь Анатолий Чубайс, не скрывающий по этому поводу своей радости. Заинтересованному стороннику реформирования государственной энергомонополии фактически удалось избавиться от продолжительных приступов мигрени, которую непременно обеспечил бы Анатолию Борисовичу Виктор Калюжный, намеревавшийся представить в правительство свой проект модернизации российского энергетического хозяйства. Очевидно, что новый министр сделать это просто не успеет да и, почувствовав вкус столичной жизни, вряд ли захочет.
Впрочем, высокопоставленные источники "НГ" утверждают, что скорее всего Минэнерго удастся сохранить весь объем функций Минтопа, не заостряя при этом внимания на изменении названия этого ведомства. Александр Гаврин прошел не только этап корпоративного согласования, но и предварительное одобрение своей кандидатуры со стороны многих представителей Кремля, не только президента. В конце концов принципиальные вопросы, такие, как, например, решения о повышении тарифов, все-таки находятся в ведении президента, премьера и курирующих топливно-энергетический блок заместителей председателя правительства.