"ПИТЕРСКАЯ" часть правительства, формируемого Владимиром Путиным, может занимать свои кабинеты. Как ни странно, президент начал назначения, не считая силовиков, именно с тех людей, возможность вхождения которых в кабинет министров хоть и допускалась, но до последнего момента не было ясно, в каком качестве их решит использовать президент.
Алексею Кудрину нашлось место вице-премьера, курирующего фискальные органы. Правда, по его словам, он собирается, как в свое время Николай Аксененко, отвечать практически за все: экономическое прогнозирование и регулирование, формирование бюджетной и налоговой политики. На деле ему отойдут и финансы, поскольку он совмещает этот пост с должностью министра финансов. Герману Грефу досталось вновь образованное Министерство экономического развития и торговли. Илья Клебанов и Валентина Матвиенко, не пожелавшая не без помощи Кремля участвовать в питерской губернаторской гонке, остались в правительстве вице-премьерами, курирующими соответственно военные вопросы и социальный блок. Илья Южанов также сохранил свой пост - министра по антимонопольной политике.
Впрочем, по нашим данным, и Кудрин, и Греф рассчитывали на большее. Первый хотел совмещать пост министра финансов с должностью первого вице-премьера, которая в новом правительстве не предусмотрена. Второй планировал стать вице-премьером по экономике. Но в Кремле, видимо, решили, что для "питерской диаспоры" этого будет уже многовато. Тем более что пока эту часть правительственной команды уравновесили лишь одним назначением - Николай Аксененко переназначен главой МПС. С Минтопэнерго, на которое претендует Виктор Калюжный, и вовсе большие неясности. Теперь оно называется Министерством энергетики. Пока никто не может с точностью сказать, ограничатся ли изменения лишь названием ведомства или же это грозит более серьезной формой реорганизации. Дело в том, что во времена СССР уже было такое министерство, и оно фактически и стало прообразом РАО "ЕЭС России". Если в Кремле вознамерились обратиться к опыту СССР в отдельно взятом случае, то либо Анатолий Чубайс, возглавляющий РАО, должен стать министром, либо ему определят непосредственного начальника, к примеру, Виктора Калюжного.
Вообще те изменения в структуре правительства и те назначения, которые уже произведены, производят странное впечатление. Состав практически не изменился, не считая некоторых возвышений (Кудрин был первым замминистра финансов, Греф был в той же должности в Мингосимуществе) и понижений (Александра Починка определили в министры труда из министров по налогам и сборам). А полномочия, которые отойдут тем или иным министерствам за счет сокращенных с 30 до 24 (ликвидируются Министерство по делам Содружества Независимых Государств; Министерство науки и технологий; Министерство торговли; Министерство экономики; Государственный комитет по делам Севера; Госкомитет по земельной политике; Госкомитет по охране окружающей среды; Госкомитет по молодежной политике; Федеральная служба воздушного транспорта; Федеральная миграционная служба России; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю; Российское дорожное агентство), еще только предстоит распределить - в течение месяца. Можно представить, какая путаница и споры между ведомствами начнутся в этот период времени. Указ президента обозначает круг полномочий, которые должны достаться новым министерствам, а дальше все зависит от руководителя, насколько ему удастся обеспечить интересы своего ведомства.
Вновь созданному Министерству экономического развития и торговли, к примеру, передается часть функций упраздняемых Министерства по делам Содружества, Минторга, Минэкономики, Госкомитета по делам Севера, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю и преобразуемого Министерства по физкультуре, спорту и туризму. Министерству промышленности, науки и технологий передаются функции Министерства науки и технологий, а также часть функций упраздняемых Министерства торговли и Минэкономики. МИД также получит свою часть "пирога" от Министерства по делам СНГ. Это не считая ликвидируемых комитетов и федеральных служб, функции которых также отойдут ряду министерств.
Пока до конца неясно, как распределятся кураторские функции между вице-премьерами, число которых сократилось с 7 до 5. Помимо Алексея Кудрина, Ильи Клебанова и Валентины Матвиенко, зампредом правительства также станет Виктор Христенко. Пятый вице-премьер, должность которого пока вакантна, будет по совместительству министром сельского хозяйства.
Впрочем, распределением полномочий внутриправительственные споры, видимо, не ограничатся. Довольно трудно представить себе монолитную команду, состоящую из Алексея Кудрина и Виктора Калюжного, если он будет переназначен. Сможет ли сработаться Герман Греф со многими членами правительства, также под большим вопросом. Такое впечатление, что президент решил сформировать правительство "на выживание" (стиль окружения Ельцина), проверяя деловые качества министров, а также их "психологическую совместимость". А такая конструкция, как правило, долговечной не является, да и не задумывается как таковая. Тем более что экономической программы кабинета, под реализацию которой и хотели подбирать министров, пока нет, и что останется от конечного варианта творчества Грефа на этом поприще, также пока неизвестно. Так что нельзя исключать, что первые отставки в новом правительстве - не столь отдаленная перспектива. Все моральные обязательства при назначениях выполнены, а дальше все зависит от самих назначенцев.
Не менее серьезно обстоят дела с назначением представителей президента в федеральных округах. Как и прогнозировала "НГ", Сергей Кириенко отправится в Приволжский округ, а экс-министр по делам СНГ Леонид Драчевский станет представлять президента в Сибирском. Лишь двое из семи представителей являются людьми гражданскими - остальные имеют звезды на погонах. Северо-Западный округ получил в свое ведение Виктор Черкесов, генерал-полковник, экс-первый замдиректора ФСБ, близкий к Путину. Центральный округ отошел Георгию Полтавченко, генерал-лейтенанту налоговой полиции, выходцу из КГБ и доверенному лицу Путина на выборах президента. Северо-Кавказский округ достался Виктору Казанцеву, генералу армии, экс-командующему Объединенной группировкой федеральных сил в Чечне. Бывший замминистра внутренних дел генерал-полковник Петр Латышев, расследовавший скандальные дела в Питере, отправится в Уральский округ. А в Дальневосточный поедет генерал-лейтенант Константин Пуликовский. Последнее назначение особенно знаменательно, поскольку в числе прочих Пуликовский будет "надзирать" за губернатором Красноярского края генералом Лебедем. Первый известен объявлением ультиматума чеченским боевикам, захватившим в 1996 г. Грозный. Второй - Хасавюртовскими соглашениями. Вчера в отличие от других губернаторов Лебедь хранил молчание.
Другие же губернаторы в основной своей массе приветствовали назначения, видимо, еще плохо представляя, что же из этого может получиться. И даже Юрий Лужков весьма сдержанно прокомментировал появление нового начальника, признав право президента утверждать в должностях людей, которым он доверяет. Как всегда, особое мнение высказал президент Ингушетии Руслан Аушев, заявивший, что "на Кавказ надо приходить не с ружьем, а с миром, хлебом и культурой". Резко выступил против введения самого института полпредов глава Республики Коми Юрий Спиридонов. Впрочем, вряд ли мнение губернаторов может хоть как-то поменять уже оформленный документально расклад политсил в регионах. А принадлежность большинства представителей президента к силовым структурам и само деление округов, почти точно совпадающих с воинскими округами, помимо психологического эффекта, произведенного на глав регионов, может свидетельствовать и о направлении реформ федеративных отношений. Институт генерал-губернаторства фактически реанимирован.
* * *
Состав правительства, формирование которого почти завершил президент Владимир Путин, может оказаться очень симптоматичным с точки зрения развития экономической мысли и хозяйственной практики в нашей стране. И дело тут даже не столько в том, что выбор кандидатур на министерские посты стал кульминацией борьбы разного рода лоббистских групп, сколько в завершении периода своего рода смены поколений в российской исполнительной власти.
Речь, конечно же, идет вовсе не о возрасте новых министров. Структура и состав правительства впервые формировались, исходя из прагматических целей, которые поставил перед исполнительной властью президент. Причем ключевые посты в кабинете министров заняли и специалисты, обычно причисляемые к либеральной школе, и центристы, допускающие возможность усиления роли государства в рыночной системе хозяйствования. Как ярко выразился один из опрошенных "НГ" экспертов, новое правительство - это инструмент управления экономикой, инструмент реализации поставленной Путиным задачи по экономическому прорыву.
Сейчас еще трудно судить, насколько результативной окажется деятельность кабинета министров. Но само по себе появление фактически ведомства по программе развития страны (имеется в виду Министерство экономического развития и торговли, главой которого стал бывший руководитель Центра стратегических разработок Герман Греф) является наиболее ярким подтверждением общего направления деятельности кабинета министров на ближайшее время.
С другой стороны, наличие такого ведомства может свидетельствовать и о временности новой структуры правительства. В стабильной экономике наличие такого министерства вряд ли необходимо, и его функции вполне могут быть распылены по отраслевым министерствам и ведомствам.
Весьма показательным может стать появление в структуре правительства новой федеральной структуры - службы земельного кадастра. Фактически это сигнал о том, что президент и исполнительная власть все-таки решили либерализовать земельный оборот.
Правда, до сих пор остаются незанятыми вакансии на два наиважнейших поста в российском правительстве - министра сельского хозяйства и министра энергетики. И если с назначением второго все-таки есть какая-то определенность (Михаил Касьянов уже успел проговориться, что на эту должность будет назначен Виктор Калюжный), то кандидатура первого пока не известна. Сейчас эксперты называют три возможных кандидатуры - бывшего министра Алексея Гордеева, начальника департамента агропромышленной политики аппарата правительства Леонида Холода и председателя отраслевого комитета Совета Федерации Евгения Савченко.
Впрочем, не обошлось и без парадоксов, к числу которых можно отнести перевод Александра Починка из кресла налогового министра на пост руководителя Министерства труда. Однако, несмотря на кажущуюся курьезность ситуации, для многих экспертов это назначение не стало чем-то неожиданным. Среди посвященных людей уже давно ходили слухи о том, что именно новому министру по налогам и сборам Геннадию Букаеву принадлежит авторство многих идей, которые озвучивал Александр Починок.
Сам Починок, впрочем, получает вовсе не такое спокойное место, как может показаться на первый взгляд. Ведь следствием реализации некоторых планов правительства может стать резкое увеличение числа безработных. И именно Александру Починку теперь придется бороться с этим негативным для социальной обстановки в стране фактором.
Некоторые эксперты увидели и определенную недоработанность структуры нового правительства. На их взгляд, было бы более логичным сформировать систему федеральных министерств по секторам экономики. Скажем, передать тому же Министерству сельского хозяйства не только проблемы борьбы за урожай, но и весь "пирог" агропромышленного рынка, включая и торговлю продуктами питания.
* * *
СОЗДАНИЕ Министерства промышленности, науки и технологии, которое, по словам Михаила Касьянова, будет заниматься "выработкой промышленной политики, вопросами формирования государственного оборонного заказа и работой, связанной с экспортом вооружения", свидетельствует о начале очередной перестройки системы управления ВПК России. Точная информация о функциях и задачах нового ведомства отсутствует. По мнению экспертов, эффективность министерства будет зависеть от того, насколько удастся сконцентрировать в руках его главы полномочия, распыленные сегодня между различными органами государственного управления.
Речь прежде всего идет о том, в каких отношениях Минпром будет находиться с отраслевыми агентствами ВПК. Эти структуры, созданные год назад, большими успехами похвастаться не могут. По идее, они должны стать структурными подразделениями Минпрома, однако очевидно, что процесс объединения не будет безболезненным.
Второй вопрос связан с тем, какими полномочиями будет располагать Минпром при формировании гособоронзаказа. Сегодня этот процесс, с одной стороны, монополизирован в руках военных, а с другой - полностью закрыт от глаз общественности, поскольку в последние два года данные о гособоронзаказе строго засекречены.
Еще более важно, насколько велики будут полномочия Минпрома в сфере управления военно-техническим сотрудничеством с зарубежными странами, которое приносит предприятиям ВПК основной доход. На этом фронте нового министра Александра Дондукова ожидают еще большие трудности, поскольку за контроль над оружейным экспортом будут бороться многие государственные структуры и влиятельные финансовые и политические группы. Также неясно, как будут распределены полномочия между главой Минпрома и вице-премьером Ильей Клебановым.
По российской традиции многое будет определяться и личностью нового министра. Александр Дондуков до нового назначения занимал должность генерального конструктора и председателя совета директоров АООТ "ОКБ им. А.С. Яколева".
В своих публичных выступлениях Дондуков ратовал за интеграцию авиапромышленности и, в частности, за создание "Авиационного альянса" - крупного холдинга на базе "10-12 российских авиазаводов и 8-9 авиапредприятий стран ближнего зарубежья".
Обращает на себя внимание, что Дондуков, в отличие от большинства других директоров оборонки, пробовал себя и на политическом поприще. На выборах в Думу в 1996 г. он был выдвинут кандидатом от Конгресса русских общин. В 1999 г. генконструктор занимал вторую строчку в федеральном списке блока "За гражданское достоинство", возглавляемого Эллой Памфиловой. Также следует отметить, что Дондуков входил в Совет по реструктуризации и конверсии оборонных предприятий, созданный в 1998 г. правительством Москвы.