ПЕРВОЕ после утверждения Михаила Касьянова заседание правительства большинство его членов провели еще с приставкой и.о. Полностью уверенными в своем будущем могли быть только силовики, как стало известно вчера утром - все они сохранили свои посты. Однако повестка дня вчерашнего заседания касалась прежде всего другого блока правительства - социального. Обсуждалось исполнение бюджетов государственных социальных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения и Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1999 год. Фактически чисто рутинная процедура утверждения бюджетов прошлого года дала правительству возможность обсудить свою будущую социальную политику.
По итогам прошлого года у большинства внебюджетных фондов собственные доходы превысили запланированный уровень - в Пенсионном фонде на 26,4%, фонде социального страхования - 11,9%, фонде медицинского страхования - 20,4%.
Сложнее положение у фонда занятости. Еще существует задолженность по выплате пособий безработным, которую планируется ликвидировать к 1 июля этого года. Однако в обозримом будущем у фонда могут возникнуть более серьезные проблемы, связанные с практически неизбежным ростом безработицы в ходе намечаемых правительством серьезных структурных реформ. У фонда занятости просто не останется достаточного количества средств для поддержки всех безработных. Сейчас предприятия отчисляют на эти нужды 1,5% фонда заработной платы. В связи с этим Министерство труда подготовило и внесло в правительство предложения о введении отчислений в фонд занятости из зарплаты работающих. Впрочем, как сообщила на брифинге заместитель министра труда и соцразвития Марина Москвина, эта идея пока еще не имеет формы конкретного законопроекта, а размер предлагаемых отчислений только обсуждается.
С состоянием рынка занятости связана и другая проблема - пенсионная реформа. Глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов опроверг сообщения о намерениях правительства повысить возраст выхода на пенсию, и сам высказался против этой идеи. Подобная мера может только увеличить напряженность на рынке труда, особенно в социально неблагополучных регионах, где структурные преобразования могут привести к высвобождению большого числа рабочих рук. Что касается планов введения пенсионной системы, основанной на накопительном принципе, то все это станет возможным лишь в условиях долгосрочного экономического подъема, роста реальных доходов населения и низкой инфляции. Проблема в том, что переход к накопительной системе остается довольно рискованным делом, так как начинать его надо уже сейчас, а полных гарантий благоприятного развития событий в российской экономике никто, естественно, дать не может. Михаил Зурабов скептически оценивает предложение заменить страховые выплаты во внебюджетные фонды единым социальным налогом, по крайней мере в том, что касается пенсионной системы. Обязательства Пенсионного фонда превратятся в обязательства самого государства, а достаточно гибкая система начисления пенсий - в механизм выплат минимальных государственных пособий по старости. В условиях, когда негосударственная пенсионная система слаба, идти на такой шаг вряд ли целесообразно. Впрочем, как стало вчера известно, правительство планирует реализовать компромиссный вариант введения социального налога, при котором в него включаются выплаты во все внебюджетные фонды, кроме Пенсионного.
Вчера правительство работало еще по старой повестке дня, однако Михаил Касьянов поручил аппарату и членам кабинета подготовить предложения по уточнению плана заседаний на май - июнь. Именно за это время уже полностью сформированное правительство должно будет утвердить долгосрочную программу своей работы. В следующий же четверг правительство рассмотрит ход обсуждения в Думе правительственных поправок к Налоговому кодексу.