0
1545
Газета Политика Интернет-версия

16.05.2000 00:00:00

Пять уроков российского парламентаризма

Владимир Лысенко

Об авторе: Владимир Николаевич Лысенко - депутат четырех российских парламентов, доктор политических наук, профессор.

Тэги: съезд, депутаты, Россия


ШЕСТНАДЦАТОГО мая 1990 г. в Большом Кремлевском дворце собрался I Съезд народных депутатов РСФСР.

Десять лет пролетели стремительно, как один миг, хотя они вместили в себя такое количество исторических событий, которых бы хватило на целый век.

Пора подводить итоги. И это попытается сделать "круглый стол" на тему "10 лет современного российского парламентаризма: итоги и перспективы", который пройдет 16 мая в Москве, в Доме союзов. А затем 20 мая в Академии государственной службы при президенте России состоится большая всероссийская конференция, посвященная месту и роли I Съезда народных депутатов России в жизни страны.

Мне же хотелось обратить внимание на уроки российского парламентаризма.

Урок первый. Он относится к роли парламента в нашем обществе. Парламент не должен быть ни "центром всей власти", ни "пустой говорильней". Исходя из российской исторической традиции, и в деятельности современного российского парламента доминировала представительская функция, как в свое время у псковского и новгородского вече, земских соборов, советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов... Сейчас есть опасность, что наш парламент будет эволюционировать от первой роли ко второй. В то же время основная функция парламента - законодательная - еще явно не на высоте: нет ни стратегического плана, ни системы в работе, ни серьезной юридической школы и современной политической культуры. И хотя за 10 лет новому российскому парламенту удалось в целом закрыть новое законодательное поле страны, но это поле больше напоминает лоскутное, латаное одеяло, чем картину художника.

Поэтому пока Федеральное собрание не станет современной, эффективной, квалифицированной системой по разработке высококачественных законов, оно не сможет занять достойное место "первой леди" среди ветвей российской власти.

Урок второй. Он касается политических партий. У нас нет настоящих политических партий, потому что нет настоящего парламента. Партии и составленный из них парламент, лишенный права формирования исполнительной власти и влияния на деятельность правительства, не есть полноценный парламент. В политике только конкуренция политических партий на политическом рынке, их чередование у власти являются двигателем прогресса. Вопрос состоит в том, как сделать этот рынок цивилизованным.

Полагаю, что это можно сделать через добрую волю, достижение согласия между основными политическими силами страны (типа испанского пакта Монклоа) по коренным принципам политического устройства страны в послеельцинской России, поддержанным новым президентом страны. Речь идет о принципах ограничения политической и административной власти президента; формировании исполнительной власти, опирающейся на парламентское большинство; политической ответственности партий, заседающих в парламенте, и прежде всего партий большинства за деятельность правительства. Эти принципы должны составить суть изменений, которые необходимо внести в Конституцию России. И глубоко заблуждается тот, кто, обрадовавшись уходу старого и больного президента и приходу к власти молодого и энергичного, полагает, что теперь Конституцию России менять не обязательно. Причина наших бед последнего десятилетия лежит прежде всего в сложившейся системе суперпрезидентской республики, а не в личности президента.

Третий урок. Общепризнанно, что парламент является зеркалом общества со всеми его горестями и болячками. За десять лет наблюдается эволюция нашего парламента вслед за обществом. От романтического парламента времен Верховного Совета мы перешли в середине 90-х гг. к прагматическому парламенту, и сейчас существует опасность перехода к "латиноамериканскому парламенту" криминального типа, где все продается и покупается. Если общество, государство и прежде всего сам парламент не выработают эффективный и надежный механизм отбора в высший законодательный орган страны "самых достойных", то скоро законодательный процесс станет одним из самых доходных видов криминального бизнеса.

Я предлагаю перейти к пропорциональной системе выборов в Государственную Думу только по партийным спискам. Это, при условии создания сильных и авторитетных политических партий, позволит резко сократить вероятность прохождения в Думу "случайных депутатов", то есть создаст систему двойного контроля. Необходимо незамедлительно принять многострадальный Закон "О политических партиях", устанавливающий равные "правила игры" для всех партий. Возможно, этим законом нужно ввести частичное государственное финансирование деятельности политических партий, представленных в парламенте России (как это делается в Германии, Италии и ряде других стран). Наконец, нужно провести через Федеральное собрание Закон "О лоббизме", устанавливающий цивилизованные правила лоббистской деятельности, без которого политические партии будут постоянно подменяться теневыми лоббистскими структурами.

Урок четвертый. Он связан с судьбами нашей государственности, нашей федерации. Россия как многообразная, многонациональная, поликонфессиональная страна должна иметь полноценный двухпалатный парламент. Государственная Дума - это палата, представляющая прежде всего интересы всей страны, всего государства, его целостности и единства в идеологическом многоцветии и плюрализме. Совет Федерации - это палата регионов, призванная следить за соблюдением базисного принципа "единство в многообразии" в нашем государственном устройстве. Федеральное собрание обязано восстановить единое правовое пространство Российской Федерации путем приведения в соответствие с Конституцией и федеральными законами региональных нормативно-правовых актов, добиться исполнения федеральных законов. Но это будет трудно сделать в условиях, когда почти в половине регионов уже установились патерналистские режимы личной власти руководителей субъектов Федерации, а местные законодательные собрания превратились в придатки исполнительной власти.

Сейчас наступает час истины. Новый президент и новая Государственная Дума готовы пройти свою часть пути, чтобы воплотить в реальность конституционный принцип "равноправия всех субъектов Российской Федерации". Но для этого нужен и новый Совет Федерации, сформированный не по должностному принципу, а на выборных началах.

Урок пятый. Он касается самого парламента и отношения к нему остальных ветвей власти и нашего общества. Во многом наш парламент несовершенен и противоречив. И в этом существенная вина самого парламента, депутатского корпуса, многих депутатов, у которых политика и мораль не всегда совпадают.

Но у нас не может быть авторитетного, сильного и эффективного парламента, если остальные ветви власти, включая и часть "четвертой власти" - средств массовой информации, из года в год внушают нашим гражданам, что Дума есть "сосредоточение зла" в нашей стране. Делается это не по недомыслию, а из соображений политической целесообразности: раз Дума оппозиционна президенту и исполнительной власти, значит, она плохая.

К сожалению, на протяжении всей нашей многострадальной истории парламент был всегда нелюбимое дитя монархов, генсеков, президента. Всякий раз, когда он высказывал свою особую позицию по самым больным для общества вопросам, доносил до "самодержца" всероссийского глас народа, он распускался, разгонялся, урезался, высылался.

Но без сильного парламента Россия никогда не станет демократической, процветающей страной. Это главный урок последнего десятилетия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1079
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
681
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
472
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
679

Другие новости