"Маскарад" у "МОСТа". Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
ЛЮБОЙ мало-мальски громкий скандал в России сопровождается тем, что так называемая ущемленная сторона вместе с сочувствующими начинает гадать: а был ли в курсе президент по поводу готовящейся акции? Как правило, ответ (теми же людьми) дается отрицательный. А далее в той или иной форме главе государства дают понять, что неплохо было бы президенту дать свою оценку происходящим событиям.
Скандал вокруг "Медиа-МОСТа" в этом смысле мало чем выходит за рамки вышеупомянутого сценария. Не считая, что призывы к Путину высказаться по поводу происходящего звучат против обычного вяло, как-то даже безнадежно. И это неудивительно. Во-первых, вряд ли можно всерьез думать, что Путина его ближайшее окружение не проинформировало о готовящихся обысках в офисе "Медиа-МОСТа". Хотя бы из соображений соблюдения политкорректности, включающей и затрагиваемое в данном случае понятие свободы слова. В конце концов медиа-империя Гусинского как самостоятельный политический игрок далеко не необъятного информационного поля вполне того заслуживает. И если президент оказывается не в курсе таких вещей, то как же понимать его инаугурационную речь, в которой он фактически сказал, что президент в России - больше чем президент (осведомленность обо всем происходящем в его государстве в этом случае даже не обсуждается)? Да и одно из главных в массовом сознании преимуществ в сравнении с его предшественником - возрастной показатель - ставится под сомнение.
Во-вторых, речей какого рода можно было ждать от президента? Только подобных тем, которые он весьма неохотно произнес по поводу захвата офиса "Транснефти" осенью 1999 г. Вчерашние высказывания даже не самого Путина, а его пресс-службы по поводу президентской позиции в отношении ситуации вокруг "МОСТа" отличаются от прошлогодних лишь объективным добавлением темы свободы слова. Пресс-служба президента заверила, что для Путина "свобода СМИ - непреложная ценность". В остальном же различий не было: перед законом все равны, вне зависимости от того, каким видом бизнеса кто бы ни занимался.
На самом деле, даже если предположить невероятное и допустить, что Путин не знал о готовящихся акциях в отношении "МОСТа", ничего иного, кроме того, что он сказал через свою пресс-службу, добавить он вряд ли сможет. По крайней мере выступления Путина на чьей-либо стороне на данном этапе скорее всего не будет. Вздумай он заступиться за "МОСТ", президент тут же получил бы порцию обвинений в том, что законы в России на олигархов не распространяются. Да и ведомства, осуществлявшие обыски в "МОСТе", были бы поставлены в неловкое положение. Давать же более положительную оценку деятельности участников акции в офисе "МОСТа" до получения более конкретных результатов следствия также было бы преждевременным. Тем более что эти результаты скорее всего появятся. Источники "НГ" утверждают, что следствие уже располагает реальными материалами, касающимися "шпионской" деятельности охранных структур "МОСТа", не имеющей ничего общего с так называемыми журналистскими расследованиями. Пока не установлена роль во всем этом самого Владимира Гусинского: делалось ли это по его поручению, был ли он в курсе происходящего. И одним из направлений деятельности правоохранительных органов как раз станет выяснение механизма принятия решений внутри холдинга. По крайней мере, как уверяют источники "НГ", "заминать" дело "МОСТа" никто не собирается в отличие от того, как это было в прошлом году с охранными структурами империи Березовского. Прежних ошибок власть, по утверждению наших источников, совершать не собирается. В том числе это касается и самой технологии проведения расследования. Если в прошлом году при подобном развитии событий вокруг Березовского обыски проходили и на ОРТ, контрольный пакет которого, к слову, находится у государства, а не у Березовского, то на этот раз СМИ, принадлежащие Гусинскому, не трогали.
* * *
ВЧера состоялось внеочередное расширенное заседание секретариата Союза журналистов России, участники которого обсудили ситуацию, сложившуюся вокруг средств массовой информации, входящих в холдинг "Медиа-МОСТ", и попытались выработать свою дальнейшую стратегию действий, направленную на защиту свободы СМИ.
Участники заседания подписали заявление секретариата Союза журналистов России, которое затем было разослано по российским СМИ. Обыски, проведенные в офисах "Медиа-МОСТа", секретариат Союза журналистов России расценивает "как антиконституционный акт государственного произвола с целью запугать независимые средства массовой информации". В заявлении также говорится о том, что Владимир Путин должен "дать оценку акту произвола чиновников силовых ведомств в отношении компании "Медиа-МОСТ".
Помимо этого, присутствующие решили провести на следующей неделе митинг в защиту свободы слова и издать ко дню его проведения спецвыпуск "Общей газеты", в котором будет доходчиво объяснено всем слоям населения, к чему может привести произвол со стороны властей.