СЕГОДНЯ в Москве состоится учредительная конференция подмосковной организации общественно-политического объединения "Россия". 17 мая подобное же мероприятие положит начало существованию московского отделения той же самой структуры. К июню, как полагают авторы новой политической инициативы, учредительные конференции пройдут не менее чем в 50 российских регионах, и тогда можно будет проводить съезд объединения "Россия" для придания ему общероссийского статуса.
Что же такого интересного есть в общем-то обыкновенном факте появления на свет очередной из существующей в нашей стране полутысячи общественно-политических объединений? Дело в том, что "Россия" создается на основе региональных и местных организаций КПРФ, но само высшее руководство этой партии в создании новой структуры не участвует и даже в меру своих сил ему противодействует. Необходимость же построения этого второго издания Народно-патриотического союза России, как известно, фактически развалившегося перед думскими выборами 1999 года, связана с тем, что в российской Компартии существует весьма серьезное недовольство партийной верхушкой, которая, на взгляд многих коммунистов, в нынешней политической ситуации не может предложить партийным массам никакого конструктивного варианта деятельности, кроме как привычного - на словах - оппозиционирования существующему режиму с одновременным - на деле - сотрудничеством с ним, но не на пользу партии и ее избирателей, а для блага того же самого режима.
Общественно-политическое объединение "Россия", которое, кстати, совсем не намерено раскалывать КПРФ, собирается предложить другой вариант поведения - конструктивное сотрудничество с властью по тем проблемам, с определенными способами решения которых согласны и сторонники левой идеологии. Такова, во всяком случае, официальная позиция, заявленная в учредительных документах объединения "Россия". Однако стратегический замысел, связанный с последней, совсем иной: новая и, по определению ее организаторов, "леводемократическая" политическая структура - своего рода плацдарм в большом сражении за будущее КПРФ. Недаром после июньского общероссийского съезда "России" ее, по некоторым сведениям, может быть предложено возглавить Геннадию Селезневу. Именно тому лидеру Компартии, который уже давно и открыто призывает своих соратников придать ей более отчетливый социал-демократический характер.
Господин Селезнев, однако, уже давно замечен также и в другом - в более тесном, чем у многих его коллег по КПРФ, сотрудничестве с Кремлем. Так что можно предположить, что рука последнего в создании "России" определенное участие, без сомнения, приняла, хотя организаторы это и отрицают, уверяя, что они, наоборот, помешали кремлевским планам раскола Компартии, а потому у власти к ним отношение скорее враждебное. Впрочем, это, видимо, все-таки не так. Дело в том, что попытки расколоть КПРФ за последние несколько лет предпринимались неоднократно, но все они были провалены. Как представляется, коренной просчет всех кремлевских заговорщиков состоял в том, что они не учитывали следующего: твердого нежелания любого, даже самого недовольного и обиженного начальством коммуниста хотя бы просто покуситься на единство партии, а уж тем более стать организатором ее раздела. Конечно, различные группировки в КПРФ мечтали, мечтают и будут мечтать о получении полной власти над ней, но именно только над всей партией, а не над ее кусочками или осколками. Нынешний вариант воздействия на КПРФ, кажется, эту особенность учитывает.
Подмосковная же организация Компартии сегодня первой решится на самостоятельные и не одобренные верхушкой действия только потому, что ее секретарь Сергей Никгоев обижен руководством КПРФ, "убедившим" его отказаться от мандата депутата Думы. Второй же ослушник - Московская парторганизация - всегда действовал более или менее самостоятельно, что было связано прежде всего с большой ролью столичных райкомов, иногда по численности и финансово-организационным возможностям опережающих некоторые краевые и областные структуры КПРФ. Недаром одним из инициаторов проекта "Россия" выступает Юрий Прокофьев - бывший первый секретарь МГК КПСС, а ныне член бюро Куйбышевского райкома КПРФ и одновременно служащий одной из влиятельных коммерческих структур Москвы.
Кстати, именно он вчера был одним из тех посетителей кабинета Геннадия Зюганова, которые убеждали лидеров Компартии в том, что не в их интересах предпринимать против "россиян" какие-то репрессивные меры - например, натравливать на них намеченный на 20 мая пленум ЦК КПРФ и тем более исключать их из партии. Каково будет решение коммунистического начальства, пока неизвестно, но оно скорее всего какие-то контрдействия обязательно выработает.