Генеральный директор и генеральный конструктор "НПО Энергомаш" Борис Каторгин демонстрирует изделия своего предприятия. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
В ПОНЕДЕЛЬНИК, 15 мая, на мысе Канаверал произойдет событие, которое вполне может быть названо этапным для российской высокотехнологичной промышленности. Приблизительно в 16.00 по московскому времени, если позволит капризная флоридская погода, с космодрома имени Кеннеди стартует ракета-носитель "Атлас-3" со спутником "Евтелсат-W4" на борту.
Подобных запусков в мире в год совершается многие сотни, однако к нынешнему будет привлечено особое внимание. Достаточно сказать, что старт "Атласа" в прямом эфире покажет телекомпания CNN. Это объясняется тем, что американскую ракету-носитель с европейским спутником выведет на орбиту российский двигатель РД-180.
Его путь на американскую ракету начался в 1993 г., когда научно-производственное объединение "Энергомаш" из подмосковного города Химки подало заявку на конкурс по созданию двигателя первой ступени для "Атласа-3", объявленный аэрокосмической корпорацией "Локхид-Мартин". В 1995 г. конкурс был выигран, в 1996 г. - заключен первый контракт. Выбор американцев определялся тем, что по комплексу энергетических и массогабаритных характеристик, а также по надежности РД-180 не имеет себе равных. По заключению члена руководства "Локхид-Мартин" Томаса Коркорана, РД-180 является лучшим маршевым двигателем в мире и позволит сэкономить при постройке "Атласов" до 20% средств. НПО "Энергомаш" получило заказ на производство 18 двигателей, четыре из них были переданы американской стороне в прошлом году. Один из них и должен впервые отработать на ракете в грядущий понедельник.
"Энергомаш" пошел не только на технологическую кооперацию с американцами. Маркетинг РД-180 в США ведет основанное "НПО Энергомаш" и "Пратт энд Уитни" совместное предприятие "РД-Амросс". В 1997 году "Локхид-Мартин" заказало этому предприятию 101 РД-180 на общую сумму около 1 млрд. долл. Поставки будут проводиться в течение 10 лет. Заметим, что по показателю "стоимость килограмма изделия" - 2 тыс. долл. за кг - пятитонный РД-180 находится на уровне самых современных истребителей и примерно в 100 раз превосходит автомобили.
Исключительно высокие технические характеристики двигателя, а также быстрота его создания связаны с тем, что РД-180 разработан на основе серийного движка РД-170. Последний был разработан для первой ступени ракетно-космической системы "Энергия-Буран" и ракеты-носителя "Зенит".
Продвижение РД-180 на западный рынок несколько осложняется тем, что объединению "Энергомаш" пока не разрешают организовать лицензионное производство двигателей в США. Глава объединения Борис Каторгин считает, что это было чрезвычайно выгодно, однако самостоятельно решить вопрос "Энергомаш" не может.
К сожалению, РД-180 - редкий пример грамотного использования огромного научного, технического и технологического задела, который достался России от СССР. Огромное количество разработок, представляющих собой национальное достояние, соизмеримое по объему с природными богатствами России, лежит мертвым грузом. Более того, поскольку конкуренты не дремлют и прогресс идет вперед, с каждым годом ценность этого задела падает.
Воплотить все разработки в высокотехнологичную продукцию для российского потребителя невозможно - внутренний заказ на военную, космическую, авиационную технику составляет единицы миллиардов долларов. Госзаказ, несмотря на все обещания правительства, не оплачивается (достаточно сказать, что за четыре месяца 2000 г. долг государства оборонной промышленности вырос с 25 до 33 млрд. руб.). Есть фундаментальные ограничения и на объем оружейного экспорта. Оружие - товар политический, и продавать его более чем на 4 млрд. долл. в год в ближайшее время вряд ли удастся.
В этих условиях едва ли не единственным рецептом выживания для высокотехнологичной промышленности остается углубленная кооперация с западными партнерами в производстве космической и военной техники. Однако таких проектов в реальности существует считанное число. Помимо РД-180 речь идет о боевом вертолете Ка-50-2 (российская фирма "Камов" и израильская IAI), программе модернизации МиГ-29 (РСК "МиГ", "Росвооружение" и германская "ДАСА") и некоторых других, менее масштабных программах. Более успешно идет сотрудничество в разработке сложной техники с Китаем и Индией, однако при всей привлекательности этих рынков их емкость ограниченна.
На пути проектов сотрудничества с Западом стоят барьеры неоправданно завышенной секретности а также бюрократические препоны различных правительственных ведомств. Причем многие руководители промышленности в приватных беседах признают, что достаточно часто ограничения вызваны к жизни желанием конкретных лиц поучаствовать в распределении финансовых потоков.
К чему приводит завышенная секретность, хорошо видно на примере глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Ее американский аналог - НАВСТАР - используется военными и коммерческими пользователями всего мира. Это приносит связанным с использованием системы предприятиям 10 млрд. долл. в год. В ближайшие 5 лет оборот услуг НАВСТАРа возрастет как минимум вдвое. В начале мая президент Клинтон разрешил снять с информации системы НАВСТАР защиту, снижавшую для гражданских пользователей точность определения местоположения с 10 до 100 м, что приведет к росту прибыли. У нас же, несмотря на то что ГЛОНАСС приносит одни убытки, по-прежнему сохраняются беспрецедентные ограничения на использование навигационной информации (например, права приобретать приемники не имеют физические лица).
Перед новым руководством России альтернатива: или продолжать гибельную для высокотехнологичной промышленности линию на сохранение железного занавеса, или взять курс на широкую и взаимовыгодную интеграцию в отрасли, определяющие перспективу развития цивилизации.