СЛОВОСОЧЕТАНИЕ "семья президента" благодаря специфике ельцинской эпохи приобрело в российском общественном сознании сакрально-мифический смысл. О ней писали в кавычках и с большой буквы, к ней относили ведущих российских политиков и олигархов, ее боялись. О людях, входивших в близкий круг Бориса Ельцина, ходили легенды как о всесильных и непотопляемых.
О статусе семьи Владимира Путина в эпоху его президентства не поразмышлял разве что ленивый. Политологи не устают повторять, что новый президент России в такой "Семье" (в ельцинском смысле слова) просто не нуждается. Политики намекают на то, что связи с олигархами по-прежнему сильны, а военные напоминают о специфике работы в спецслужбах. "Человек, приходящий в КГБ, обрывает все связи. Слежка за своими коллегами, написание доносов - обычная практика," - вспоминает один из обитателей дома на Лубянке. У разведчика, как и у политика, не может быть постоянных друзей, у них есть лишь постоянные интересы.
Пока новый глава государства пессимизма военных не оправдывает. Став президентом, Владимир Путин не забыл ни о своих доверенных лицах, которые помогли победить ему на выборах, ни о своих друзьях. С первыми он встречался вчера. Им же, как ожидается, будет посвящена и его сегодняшняя торжественная речь. Со вторыми - встретится на церемонии инаугурации. Помимо Людмилы Путиной, присутствие которой ни у кого не вызывало сомнения, понаблюдать за вступлением в должность нового президента из Кремля смогут Сергей Ролдугин - друг семьи Путиных и крестный их старшей дочери Маши, Марина Ентальцева - секретарь Владимира Владимировича с 1991 по 1996 годы, его любимая учительница немецкого языка Вера Гуревич, Михаил Фролов - преподаватель, помогавший сделать новому главе государства первые карьерные шаги в КГБ, и тренер по дзюдо Анатолий Рахлин, который, по признанию самого президента, сыграл в его жизни "решающую роль". И это уже второй публичный жест благодарности Владимира Путина самым близким ему людям, каждый из которых стал героем его предвыборной книги.
Эти люди оставили в жизни Владимира Путина немало приятных воспоминаний. Вера Гуревич, например, одной из первых заметила его "потенциал, энергию, характер, хорошую память, гибкий ум", хотя всего годом раньше ее предшественница была уверена, что ученик Путин - мальчик неорганизованный и излишне резвый. Сергей Ролдугин говорит о новом главе государства почти как о своем брате: "Раньше, когда мне некуда было деться, я шел к нему и у него спал и ел". Он учил Путина понимать классическую музыку, а тот, в свою очередь, катался с ним на "Запорожце" по ночному Ленинграду, пропускал его посмотреть Крестный ход, ему же одним из первых Владимир Владимирович признался, что работает в КГБ. Благодаря характеристике, написанной Михаилом Фроловым, Путин был закреплен за представительством КГБ в ГДР. Марина Ентальцева и Людмила Путина вместе пили на кухне чай, ездили на дачу, а когда супруга нынешнего президента попала в аварию - заботилась о ее детях.
Конечно, сам по себе по-человечески понятный жест президентской благодарности еще не дает повода проведения прямых аналогий с традициями ельцинского стиля. Приглашенные на инаугурацию друзья Владимира Путина в один голос утверждают, что ни желания, ни возможности влиять на нового президента России у них нет. Все решения Путин будет принимать сам - таков смысл высказываний всех близких друзей президента. То же самое в свое время мы слышали и о Борисе Ельцине. Как все будет происходить в действительности, увидим уже в самое ближайшее время. Хотя о его дружбе с руководителем аппарата правительства Дмитрием Козаком, замминистра финансов Алексеем Кудриным и другими "московскими питерцами" уже сказано немало.