"В ЛАТИНСКОЙ Америке тоже любопытно. Правда, говорят, что там все выглядит, как в Советском Союзе пятидесятых годов" ("От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным").
Конечно, это некорректное сравнение - оговорка автора либо его интервьюеров. Современная Латинская Америка, во всяком случае ее ведущие страны, так же отличается от Советского Союза полувековой данности, как сегодняшняя Россия - от государств с нормами гражданского общества и встроенной в мировое хозяйство динамично развивающейся экономикой. Например - от Чили.
На протяжении последних десяти лет наши СМИ, политологи и политики - от ультрарадикальных "демократов" до генерал-губернатора Лебедя - самую далекую от Москвы маленькую заокеанскую страну настойчиво рекомендовали в качестве образца для подражания. Расхваливались плоды экономической реформы, инициированной генералом Пиночетом, кстати, имя которого со времени свержения им конституционного правительства упоминается в любой западной стране только в негативном контексте.
Автор этих строк на страницах "НГ" уже писал о несостоятельности пропиночетовского мифа, и вряд ли стоит повторять аргументы в пользу основанного на фактах суждения. К тому же этот миф окончательно испарился после без малого полуторагодичного пребывания в Лондоне генерала в роли арестанта и последующих событий на неблагодарной родине: массовых требований чилийцев привлечь 84-х летнего экс-диктатора к судебной ответственности на основания почти 100 исков по обвинению в убийствах, пытках и похищениях людей в годы диктатуры.
Казалось, исчерпан ресурс комплиментов по адресу генерала-преступника. Но жив курилка! На днях его имя почти с сыновней почтительностью упомянул телезрителям присяжный демократ Борис Немцов. Повод - приезд в Москву при его хлопотах автора проводимой в Чили с конца 70-х гг. пенсионной реформы. Похвалился Немцов подаренной ему пенсионной книжкой.
Сразу оговорюсь. И чилийский гость, и сотворенная им реформа заслуживают уважения. Суть реформы: каждый работник добровольно отчисляет 10% от заработка в частный накопительный пенсионный фонд. Индивидуальные пенсионные счета позволяют переводить трудовые сбережения даже в швейцарские банки. Сейчас эта система распространяется почти на всех работающих чилийцев. Живи - не тужи.
Однако для Бориса Немцова важна не столько реклама чужого опыта (о возможности его использования в российских условиях - ниже), сколько собственного имиджа. С этой же целью он несколько лет назад, тогда в роли первого вице-премьера, совершил вояж в Чили. Усердно нахваливал Пиночета, но больше запомнился геополитическими фантазиями, которые его заклятый коллега, ныне - по вице-спикерству в Госдуме, Жириновский по праву мог расценить как откровенный плагиат: призвал образумить Вашингтон и присутствовать в зоне его жизненных интересов - Латинской Америке симметрично проискам на Каспии и в Средней Азии.
Сегодня реклама заморского опыта - повод напомнить о себе как о политике, который с трудом пробивался в Госдуму от области, где губернаторствовал многие годы, а заодно продемонстрировать заботу "Союза правых сил" о самых обездоленных в России. Ибо, даже не будучи экономистом, Борис Немцов не может не понимать, что возможность перенесения чилийского опыта в области пенсионного обеспечения столь же химерична, как посадка нашей бюрократии в автомашины отечественного производства.
Слов нет, пенсионная система в России из рук вон плоха. Мизерное, значительно ниже реального прожиточного минимума вознаграждение подавляющего большинства пенсионеров, задержка с выплатами, уравниловка. Пенсия ветерана труда - специалиста высокого класса практически такая же, как у проработавшего считанные годы "летуна". Упоминаю об общеизвестном только для того, чтобы показать непригодность для нынешней России чужого опыта.
Основа пенсионной системы в Чили, как, впрочем, в любой стране с развитыми рыночными отношениями и стабильной политической ситуацией, имеет две главные составляющие - вера населения в надежность экономики и его доверие к государству. В Чили наличествуют оба фактора.
Действительно, Чили - латиноамериканский лидер по уровню экономического развития, причем отнюдь не благодаря расхожей версии о вкладе Пиночета. Через три года после его отставки и восстановления в стране демократических порядков основные экономические показатели (рост ВВП, уровень инфляции и безработицы) в среднем улучшились в три раза. Сейчас ежегодная инфляция составляет 3-4%, рост ВВП, прежде всего на основе увеличения экспорта, - 6-7%. Еще Чили - самая некоррумпированная в Латинской Америке страна.
Прочный экономический задел позволяет в короткий срок устранять последствия неблагоприятной внутренней конъюнктуры или глобальных потрясений. В начале 1999 г. в результате финансового кризиса в Азии (а именно туда направляется значительная часть чилийского экспорта) ВВП упал более чем на 1%, инвестиции - на 17%, потребление - почти на 10%. Но уже со второй половины прошлого года экспорт увеличился на 23%, вскоре начался экономический подъем. При этом не следует строить иллюзий: каждый третий чилиец находится за чертой бедности, да и на пенсию он выходит на 5 лет позднее, чем в России. Хотя там средняя продолжительность жизни на 9,5 года выше, чем у нас. В недавно еще развивающейся стране материально процветающий электорат не избрал бы президентом социалиста, как это недавно случилось в Чили.
Правда, все относительно, и чилийские реалии могут показаться краем молочных рек и кисельных берегов. Потому совет позаимствовать у чилийцев опыт пенсионной реформы - верхоглядство, маниловщина. Может ли среднестатистический российский бюджетник, едва сводящий концы с концами, отчислять десятину своей зарплаты в надежде десятилетия спустя обзавестись банковским счетом в Швейцарии? Нет, разумеется. А может ли россиянин, будучи в здравом уме и твердой памяти, вообще предположить такую возможность? Да нет, конечно. Дело даже не в том, что частный пенсионный фонд его "кинет" по примитивной схеме приснопамятного г-на Мавроди, "тибетов" и "хопров".
Вкладчика самого добропорядочного частного фонда, управляемого небожителями (представим такую виртуальную реальность), элементарно может "кинуть" родное государство. Как это произошло с нашими трудовыми сбережениями благодаря стараниям г-на Гайдара и его команды. Казавшийся нам тогда фантастическим денежный вклад, эквивалентный стоимости комфортабельной кооперативной квартиры, равен сегодня разве что скромному одноразовому обеду. Кстати, если экономическую программу правительства оценивать с позиции г-на Немцова, то вероятность появления "Гайдара-2" совсем не исключается.
Между прочим автор чилийской пенсионной реформы после проведенного с целью ее популяризации семинара аж в администрации президента был, по свидетельству очевидцев, обескуражен равнодушной реакцией аудитории. То ли высокие чиновники разделяют мнение автора о том, что для реализации пенсионной реформы "по-чилийски" нужны предсказуемая экономика и адекватная ей политическая власть. То ли, как представители новой номенклатуры, живут в отличие от простых смертных с иными зарплатами, а после ухода на заслуженный отдых и с иными пенсиями. Точно так наверняка видит свою дальнюю и безоблачную перспективу российский владелец чилийской пенсионной книжки.