СЕГОДНЯ очевидно, что продекларированная как антитеррористическая операция на территории Чеченской Республики на деле обернулась страданиями сотен тысяч людей, гибелью ни в чем не повинных мирных граждан, детей, женщин и стариков, тотальным разрушением городов и сел, да и вообще условий жизни чеченского народа. Массовые факты, свидетельствующие об антиконституционных действиях, стали возможными вследствие действий или бездействия власти, спровоцировавшей вакханалию немотивированного насилия против граждан, проживающих на территории Чеченской Республики. В многочисленных официальных документах, принятых за последние полгода по Чеченской Республике, ни в одном пункте не упомянут конституционный приоритет - безусловная защита прав и свобод человека.
Немыслимо, но ряд официальных лиц, с прискорбием оповещая общественность страны о погибших военнослужащих, как правило, не удосуживались даже выразить при этом соболезнование родственникам безвинно погибшего мирного населения: обычных граждан, во имя освобождения которых якобы посылала своих сыновей Россия.
Мы помним, каким неподдельным патриотическим вниманием СМИ сопровождалась отправка российским правительством авиационных и автомобильных караванов гуманитарной помощи в дружественную Югославию, граждане которой страдали отнюдь не по вине Российской Федерации. Где же эти караваны помощи, где та забота, в которой нуждаются люди, волею судеб проживающие на так называемой мятежной территории Чеченской Республики, вынужденные ютиться в чистом поле, в палатках, без элементарных условий для выживания? В Чеченской Республике имеются бесчисленные факты немотивированного задержания лиц мужского пола начиная с 14-15 летнего возраста, которые впоследствии часто исчезают и родственников которых, как правило, даже не информируют о причинах, месте и лицах, совершивших задержание. Именно противоправные действия ряда так называемых освободителей Чеченской Республики объективно множат число лиц, которым не остается ничего другого, как самим встать с оружием в руках на защиту своей чести и достоинства.
Россию и Чечню связывают более чем 200-летние взаимоотношения, взаимоотношения вражды и насилия, но и это не может изменить порядок вещей, сложившийся к настоящему времени. Чечня и Россия объективно связаны общностью геополитических, экономических, демографических и других жизненно важных факторов, а транспортно-коммуникационная инфраструктура всецело интегрирована в российскую. Стоит ли говорить после этого, насколько объективно взаимозависимы Чечня и Россия, насколько необходим трезвый диалог для наших народов, насколько зависимо благосостояние чеченского народа от хода экономических реформ в России, успех которых, в свою очередь, невозможен без урегулирования и стабилизации ситуации в Чечне. Сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как тупиковую как для России, так и для Чечни.
Россия, с одной стороны, не может бесконечно долго продолжать войну в Чечне, в которой не может победить, с другой - в силу внутренних причин не в состоянии прекратить военные действия без четкого определения цели и предмета начала переговорного процесса. Чечня, с одной стороны, также не может победить в этой войне, с другой - никогда не пойдет на капитуляцию.
Возможные попытки установления в Чеченской Республике, по сути, военно-полицейский режим заведомо обречены на провал и лишь усилят сопротивление народа.
Ставка на политическое разрешение кризиса может иметь успех, только если начать переговорный процесс с законно избранным президентом Чеченской Республики Асланом Масхадовым. Рассуждения о неконтролируемости Масхадовым вооруженных отрядов актуальны лишь в плоскости фактической реализации достигнутых соглашений. Попытки игнорировать президента неприемлемы для чеченского народа, при всей критичности оценки его правления это воспринимается как попытка отстранить, проигнорировать волю граждан Чеченской Республики. Президент избран на демократических выборах, и отстранить его правомочен только народ, избравший его. В противном случае это обернется эскалацией затяжной партизанской войны с непредсказуемыми последствиями.
В создавшейся ситуации сторонам противостояния необходимо подумать о формировании нового субъекта политического процесса, способного изменить конфигурацию процесса, а именно - нового правительства Чеченской Республики.
С этой целью следует незамедлительно прекратить боевые действия и без предварительных условий начать переговорный процесс, результатом которого должно стать Соглашение, суть которого: переговоры неизбежны по нескольким причинам; военного пути разрешения кризиса не существует, численность чеченских боевых групп будет все время пополняться новобранцами из числа молодежи. И это может продолжаться годами, не могут быть и немыслимы политические действия Кремля, которые способны были бы изменить ход событий без участия в них легитимных органов власти республики.
Соглашение должно, на мой взгляд, содержать следующие пункты:
1. О бессрочном прекращении военных действий на всей территории Чеченской Республики;
2. Об отказе от обсуждения статуса Чеченской Республики до проведения в будущем соответствующего референдума или других юридических процедур;
3. О гарантиях прав и свобод граждан и безопасности представителей международных организаций на территории Чеченской Республики;
4. О формировании президентом ЧР Асланом Масхадовым и парламентом ЧР переходного правительства с чрезвычайными полномочиями из числа лиц, не запятнавших себя в братоубийственном конфликте и так или иначе непричастных к трагедии многонационального народа республики (в том числе - действиями или бездействием в качестве должностных лиц органов государственной власти Чеченской Республики), образованных, не ассоциируемых общественностью с работорговлей и терроризмом. Переходное правительство, сформированное, с одной стороны, на вышеобозначенной легитимной и качественной основе, а с другой стороны - признаваемое Кремлем, несомненно, станет качественно новым политическим фактором, способным решающим образом стабилизировать ситуацию в Чеченской Республике и перевести ее из фазы военного противостояния в плоскость радикального политического урегулирования. Учитывая исключительность ситуации, Соглашение должно достаточно ясно регламентировать деятельность переходного правительства;
5. О создании чрезвычайной межправительственной комиссии по расследованию террористических акций, фактов взятия людей в заложники, многочисленных убийств и других преступлений на территории Чеченской Республики;
6. О создании чрезвычайной межправительственной комиссии для оказания помощи пострадавшим в ходе военных действий, возмещения ущерба за утраченное жилье и/или имущество;
7. О создании совместной рабочей группы по выработке проекта международной программы восстановления и развития Чеченской Республики с участием финансовых учреждений ООН, ЕС и других международных организаций.
В сложившейся сложной военно-политической ситуации подобное Соглашение, возможно, единственный выход, так как невозможно признать выходом из положения продолжение губительной для чеченского народа войны (так же, как невозможно и недопустимо повторение президентом Масхадовым "подвига" Имама Шамиля в августе 1859 года). И если политика Александра II по умиротворению Дагестана в середине XIX века увенчалась полным успехом, то трудно предположить, что второй президент России не осознает всю контрпродуктивность копирования Александра II, политика которого, так и не приведшая тогда к миру в Чечне, тем более неприемлема в современных условиях.