ИЗБРАННЫЙ президент Владимир Путин в ходе своей поездки в Орловскую область высказался по поводу частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения, отметив, что здесь никаких радикальных решений принимать не надо. Видимо, такие слова главы государства и воодушевили думских аграриев - союзников КПРФ, которые все вместе уже более пяти лет то пробивают принятие нового Земельного кодекса в той редакции, которая их устраивает, то препятствуют ему в том случае, если какие-либо его положения открывают дорогу претендентам на бывшие колхозные и совхозные земли.
На вчерашнем Совете Государственной Думы лидер агропромышленной группы Николай Харитонов в очередной раз призвал коллег принять Земельный кодекс (ЗК) до конца нынешней весенней сессии нижней палаты. Принять, естественно, в том виде, в котором он ставился на голосование в последний раз - на закате второй Думы. Тогда левое большинство после очередного и не известно какого по счету президентского вето сделало вид, что согласилось с поправками Бориса Ельцина, хотя на самом деле значительная их часть так и не была учтена. Самая же спорная проблема - о пределах действия права частной собственности на сельскохозяйственные земли - так в этом варианте ЗК и не была решена, она просто переносилась в некий специальный закон об особенностях оборота сельхозземель, который еще даже не был написан вчерне. Однако и в таком виде проект Кодекса одобрения левого большинства не получил - коммунисты испугались, что, пока специального закона нет, президент в соответствии со своим правом издаст на эту тему указ.
В январе 2000 года на Охотном ряду засела новая Государственная Дума, несколько фракций которой в своих предвыборных программах обещали избирателю как можно быстрее распространить действия принципа частной собственности и в сельской местности. Правда, обещания эти так никто и не стал выполнять - начавшаяся раньше президентская избирательная кампания потребовала от сторонников г-на Путина осторожности. Источники во фракции "Единство" сообщали, что из Кремля дана команда: Земельный кодекс не вспоминать. Левые пытались воспользоваться ситуацией и потребовали его немедленного рассмотрения. Из неудобного положения тогда вывел своих думских сторонников сам и.о. президента, обратившись к Думе с предложением продолжить согласительную процедуру.
Она и продолжается до сих пор, не принося никаких новостей. Между тем на Охотном ряду поговаривают, что никакой реальной работы по Земельному кодексу в его последней редакции не ведется, что, без сомнения, означает следующее: правительство размышляет над вариантами своих действий, которые, с одной стороны, должны открыть земельные наделы крестьян для полномасштабного воздействия на них законов рыночной экономики, но с другой - сделать это тихо, чтобы не вызвать политических осложнений. Скорее всего именно поэтому Николай Харитонов, чтобы не дать Кремлю много времени на раздумья и поиск обходных путей, и попытался заставить Совет Думы принять в отношении ЗК хотя бы какое-нибудь определенное решение. Однако именно поэтому же его настойчивость осталась без адекватного ответа - никакого крайнего срока для завершения работы согласительной комиссии лидерами депутатских фракций вчера так и не было назначено.
И хотя вчера на том же Совете нижней палаты представитель президента Александр Котенков передал представителю думского аграрного комитета инициативы Владимира Путина по спорным вопросам "земельной конституции" - вместе с предложением к концу мая провести специальное совещание, тем не менее у исполнительной власти есть и другие способы преодоления разногласий в земельных делах. Во-первых, это утверждение Думой все того же ЗК, но только в том варианте, который устраивает Кремль. Думское большинство позволяет сделать так, но вариант этот слишком грубый. Второе же заключается в том, что вопросы оборота сельскохозяйственных угодий будут решаться в специальном законе, который, по некоторым сведениям, уже готовится в Минэкономики. Как утверждает ряд думских источников, одна из последних вариаций такого законопроекта была скорее более радикальной, чем компромиссной, но теперь, после раздумчивых заявлений президента в Орле, полагают в Думе, текст скорее всего снова претерпит изменения. Третий вариант решения земельного вопроса в России придуман представителями правых и поддерживается рядом правительственных деятелей. Он связан с действующим Гражданским кодексом, глава 17-я которого тем не менее в силу пока еще не вступила и не вступит, согласно переходным положениям ГК, до тех пор, пока не будет Земельный. Несколько же депутатов от СПС предложили отменить такую оговорку и заставить главу 17-ю действовать. Другие "земельные" законы, необходимые для нормальной работы рынка, можно, по мнению правых, или принять позднее, или вообще отдать их в ведение региональных властей, которые сами установят все необходимые ограничения и условия для купли-продажи сельхозземель.
Так что, как можно заметить, вариантов решения земельного вопроса уже сейчас много и, очевидно, скоро может стать еще больше. Поэтому можно сделать вывод о том, что в следующем году земля в нашей стране все-таки станет пусть и необычным, но все же товаром. Политические же последствия такого события в настоящее время представить себе в полном объеме довольно трудно. Пока ясно только одно - приход рыночной экономики окончательно уничтожит и так уже разваливающуюся Аграрную партию и настолько серьезно подорвет позиции КПРФ в традиционно левых сельских регионах, что у нее и позиций-то никаких может не остаться вовсе.