![]() |
![]() |
![]() |
Сергей Степашин занял очередное руководящее кресло. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
- СЕРГЕЙ ВАДИМОВИЧ, каковы будут ваши первые действия в новой должности?
- Я уже провел первое заседание коллегии Счетной палаты и назначил бывшего ее председателя Хачима Кармокова своим советником. Я думаю, его опыт будет очень полезен для дальнейшей работы СП. Тем более что он очень хорошо разбирается в бюджете. Я поставил задачи для следующего заседания коллегии, где будут рассмотрены контрольные мероприятия и, самое главное, представлен план по проверке Министерства финансов страны по исполнению бюджета 1999 года. Кроме того, я поставил задачу всему аппарату представить свои предложения - как им видится деятельность Счетной палаты в двадцать первом веке, особенно в области практической результативности работы. На следующей неделе я планирую встретиться с президентом, с тем чтобы представить ему свои предложения. Очень важно для меня - встретиться с руководителями обеих палат парламента Егором Строевым и Геннадием Селезневым. Ведь именно из состава Совета Федерации и Государственной Думы назначаются аудиторы Счетной палаты. Мне бы хотелось заранее узнать тех людей, с которыми мне предстоит работать. Я вообще считаю, что нужно ввести норму, согласно которой назначение аудиторов СП происходило бы по согласованию с ее председателем.
А в самое ближайшее время я собираюсь поехать в Питер. Я не могу теперь оставаться депутатом и должен объясниться со своими избирателями. Но в мои планы не входит забывать данные им обещания, на новом посту я буду продолжать помогать моим землякам.
- А в чем будут заключаться обязанности Хачима Кармокова?
- Я буду давать ему поручения - подготовить те или иные предложения, справки, и так далее. Он будет помогать мне как консультант.
- Вас устраивает работа вашего заместителя Юрия Болдырева?
- С Болдыревым мы встретимся в Санкт-Петербурге. Он участвует в губернаторских выборах. Для него, по-моему, участие в выборах является постоянным занятием. Он мне позвонил, и я сказал, что ему не обязательно приезжать в Москву и мы увидимся в Питере. Я пока не знаю, какие конкретные вопросы курирует Юрий Болдырев как заместитель председателя Счетной палаты. Встретимся и все обсудим. Но для меня очень важно добиться, чтобы представители Счетной палаты не использовали документы, полученные в результатах проверок, в своих политических целях.
- Но Юрий Болдырев как раз говорил о том, что Генеральная прокуратура не предпринимала никаких мер по отношению к лицам, совершившим растраты бюджетных средств...
- Существует порядок опубликования материалов проверок. По окончании проверки ее результаты докладывают на коллегии Счетной палаты, а затем утверждают. После этого аудитор, проводивший проверку, может придать гласности ее результаты. Другое разглашение результатов недопустимо. Не полностью проверенную информацию нельзя отдавать в СМИ, так как это может нанести серьезный ущерб проверяемой организации. Но если Генеральная прокуратура ничего не делает, то использовать СМИ просто необходимо. Я сторонник большей открытости в работе СП. Хотя и сторонник того, чтобы доводить дело до логического конца. Я считаю, что у меня это получится. Я знаю специфику работы всех правоохранительных органов. Лично знаю всех министров-силовиков. Планирую в ближайшее время подписать соглашение между Счетной палатой, прокуратурой, МВД, ФСБ, Налоговой полицией о нашей совместной деятельности, поскольку СП не является субъектом оперативно-разыскной деятельности. Но пока это и не требуется.
- Пока?
- Пока не будут внесены поправки в законы "О Счетной палате", "О прокуратуре", которые мы готовим. В мае я собираюсь представить эти поправки в бюджетный комитет Государственной Думы. Я надеюсь, что уже в этом году удастся усилить правоприменительную практику СП.
- То есть вы не согласны с высказываниями тех, кто утверждает, что Степашин ушел на "политическую пенсию"?
- Все зависит от человека. Я на пенсию не собираюсь. Мне всего 48 лет.
- А в отношении выборов в Питере... Вы говорили, что ни в коем случае не будете выдвигаться на пост губернатора, так как там придется заниматься хозяйственными вопросами, а вам больше интересно заниматься проблемами безопасности. А потом вы вдруг решили "отдать долги". Что же случилось?
- Тогда была тяжелая ситуация. Умер Собчак, с которым у меня были очень теплые отношения. Я с ним вместе начинал, как и Владимир Путин. Ко мне действительно было много обращений с просьбой выдвинуться на пост губернатора. Мне говорили, что только я смог бы стать реальной альтернативой Яковлеву. Наверное, это было правдой. И сам Владимир Яковлев это прекрасно понимал. Затем я приехал в Москву, посоветовался с "московскими питерцами" и решил, что если будет поддержка со стороны руководителя государства, то нужно идти на выборы. Я прекрасно понимал, что идти на выборы без поддержки было бы очень рискованно. Главная проблема заключается в доступе к СМИ. Питерские средства массовой информации ориентируются на Владимира Яковлева, поэтому мне могли бы помочь только федеральные каналы. Поэтому, когда потом было принято решение о поддержке Валентины Матвиенко, я тоже высказался в ее поддержку. Постепенно стало ясно, что Валентина Ивановна не сможет победить, и мы пришли к практически безальтернативным выборам. Сейчас важно, чтобы "московские питерцы" оказали помощь своему городу, особенно в формировании городской администрации.
- А теперь-то как вы собираетесь "возвращать долги" питерцам?
- Через работу в той же Счетной палате. Через проверку использования бюджетных средств. У нас серьезные рычаги. Не меньше рычагов и у Алексея Кудрина, и у Ильи Клебанова. Я не говорю уже о президенте страны. Так что у нас есть много возможностей по-хорошему "насесть" на город.
- То есть у Владимира Яковлева легкой жизни не будет?
- Войны, конечно же, не будет. Однако наша позиция будет жесткой. И я знаю, что на эту тему уже состоялся разговор президента Путина с Владимиром Яковлевым.
- А что может сделать Яковлев? Очиститься от своего окружения?
- Проблема не столько в его окружении. Дело в криминальной обстановке в городе. А губернатор заявляет, что за это отвечает не он, а руководство силовых структур. Яковлев - руководитель города и должен отвечать за все. И когда отстреливают предпринимателей дважды в неделю, как собак, руководитель города должен отвечать за это. Тем более что половина милиции подчиняется ему, так как ее содержит местный бюджет. В такой обстановке можно было бы назначить вице-губернатора по силовикам. И самое главное, избранный народом губернатор должен быть самостоятельным человеком.
- Но Владимир Яковлев говорит, что по уровню преступности Санкт-Петербург находится далеко не на первом месте в стране.
- По количеству преступлений Питер действительно находится где-то в середине списка, то есть он не лучше и не хуже остальных регионов. Но по степени тяжести преступлений, по их дерзости и по общественному звучанию Питер обгоняет всех.
- А кого вы лично поддерживаете на выборах в Санкт-Петербурге?
- Я не знаю, кто будет единым кандидатом от демократических сил.
- То есть вы поддержите того, кого выдвинут "ЯБЛОКО" и СПС?
- Да. Кроме того, в ближайшее время я собираюсь поговорить с Владимиром Яковлевым и убедить его после выборов включить в состав городского правительства представителей оппозиции. Там есть толковые люди, взять того же Игоря Артемьева.
- А Юрий Болдырев?
- У нас с ним ровные отношения. И если бы я баллотировался на пост губернатора, то Юрий Болдырев не стал бы выставлять свою кандидатуру. У нас было такое предварительное соглашение. Я бы был тогда единым кандидатом от оппозиции.
- И, несмотря на это, отказались баллотироваться?
- Еще не вечер. Посмотрим, что будет через четыре года.