НА ЗАВТРА в рабочем графике вице-премьера Виктора Христенко запланировано совещание с разработчиками концепции реформирования РАО "ЕЭС России". В Белом доме предполагают рассмотреть правительственные поправки к программе реструктуризации компании, представленной на суд исполнительной власти около месяца назад председателем правления Анатолием Чубайсом. Суть ее, напомним, заключается в выведении из собственности дочерних РАО производственных мощностей и передаче их в руки стратегических инвесторов, а также в ряде других мероприятий, о которых "НГ" уже неоднократно писала.
Однако, похоже, убеждение чиновников исполнительной власти было выбрано идеологами радикальных реформ в электроэнергетики лишь в качестве подстраховочного варианта. Практика же свидетельствует о том, что несколько дочерних компаний энергомонополии уже фактически приступили к реализации предложений Анатолия Чубайса, не дожидаясь соответствующего решения правительства или указа президента.
Так, на днях совет директоров "Омскэнерго" проголосовал за создание на базе компании семи дочерних структур. По мнению экспертов инвестиционной компании "Тройка-Диалог", руководство АО-энерго стало первым, кто начал на практике осуществлять реструктуризацию, предлагаемую РАО "ЕЭС России". И есть все основания полагать, что примеру "Омскэнерго" уже в ближайшем будущем могут последовать и другие "дочки" РАО. "НГ" уже писала о том, что такое же решение в настоящее время готовится принять совет директоров приморского "Дальэнерго". Аналогичным образом намеревается поступить и "Оренбургэнерго".
Специфика российского законодательства оставляет достаточно широкое поле для интерпретации действующих правовых норм в области операций с собственностью. К примеру, в РАО "ЕЭС России" трагедии по поводу решения совета директоров "Омскэнерго", опередившего одобрение программы реструктуризации РАО правительством, не делают. "Вопрос о реструктуризации компании - это вопрос оперативного управления", - заявили корреспонденту "НГ" в пресс-службе РАО "ЕЭС России". Закон "Об акционерных обществах", равно как и устав компании, предусматривает, что вопрос о создании новых дочерних предприятий в большинстве случаев относится к компетенции совета директоров. Впрочем, наш собеседник в пресс-службе РАО считает, что представители государства, обладающего контрольным пакетом акций компании, а следовательно, и большинством голосов в руководящих органах, располагают достаточными инструментами для того, чтобы отстоять свои интересы в рамках оперативного управления.
Иного мнения придерживаются специалисты по вопросам управления собственностью в Мингосимуществе и Минтопэнерго. Как сообщил корреспонденту "НГ" представитель пресс-службы Минтопэнерго, менеджмент РАО, содействуя реструктуризации "снизу", ухитряется нарушать сразу три указа президента: # 921, 923 и 1334, а также пункт 2.8 первого абзаца собственного устава. В частности, последний документ гласит, что при сохранении за государством более 50% акций (а в настоящий момент их 52,55%) распоряжения с собственностью в дочерних предприятиях осуществляются "в сроки, в порядке и на условиях, установленных правительством РФ". Так что не исключено, что в ближайшее время исполнительной власти придется внести ясность в трактовку действующего законодательства. В противном случае правительство рискует окончательно упустить контроль над реформированием РАО, который в настоящее время уже фактически начался.