ПРОГРАММА визита министра иностранных дел Игоря Иванова в Вашингтон началась со встречи с президентом США Биллом Клинтоном: в Белый дом глава МИД РФ направился непосредственно с авиабазы "Эндрюс" в окрестностях американской столицы, куда он прибыл из Нью-Йорка сразу же после своего выступления на конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (см. "НГ" от 26.04.2000). Последний раз официальный визит на уровне главы внешнеполитического ведомства РФ в США проходил три года назад, и хотя переговоры между руководителями МИДа и госдепа проходят достаточно регулярно, у сторон накопилось слишком много вопросов, которые необходимо решать во время подробных переговоров. Переговоры эти - прежде всего с Мадлен Олбрайт - займут почти два полных дня.
На завершившейся вчера поздно ночью по московскому времени встрече Иванова и Клинтона были затронуты, пожалуй, все основные проблемы двусторонних отношений. Сегодня повышенное внимание Москвы и Вашингтона к диалогу друг с другом во многом определяется в том числе и предстоящим 3-5 июня визитом президента США в Москву. Собственно, одна из целей переговоров Иванова в американской столице - подготовка встречи в верхах. Иванов передал Клинтону послание от Владимира Путина, в котором отмечается заинтересованность нового российского руководства развивать конструктивные динамичные отношения. Такая же заинтересованность есть и со стороны США: по словам Иванова, Клинтон высоко оценил содержание послания и подчеркнул, что разделяет его основные положения.
Безусловно, самым острым вопросом двусторонних отношений остается проблема Договора по ПРО, а вернее, желание США фактически сломать этот базовый документ, определяющий стратегическую стабильность в течение уже почти 30 лет, путем развертывания национальной системы противоракетной обороны (НПРО). Примечательно, что в самих Соединенных Штатах, в американском истеблишменте и общественном мнении преобладает такой взгляд на эту проблему: раз уж Москва согласилась вести разговор на эту тему, то точно так же согласится и с предлагаемыми Вашингтоном изменениями, а все переговоры ведутся русскими лишь для того, чтобы выторговать для себя лучшие условия в виде встречных уступок, например по вопросу о сокращении стратегических наступательных вооружений. В США почему-то не замечают, что за почти год ведущегося диалога по данной теме не появилось ни одного признака хотя бы минимального ослабления российской позиции.
Более того, как уже сообщала "НГ", в ходе выступления на конференции Игорь Иванов резко раскритиковал план американского руководства по созданию национальной ПРО, а после встречи с Клинтоном, отвечая на вопрос корреспондента "НГ", российский министр заявил, что основная задача консультаций по вопросам ПРО/СНВ состоит в том, чтобы убедить американцев в пагубности НПРО, а вовсе не выторговывать уступки. Кстати, российские дипломаты напоминают о словах Путина, сказанных им после ратификации Договора СНВ-2: в случае одностороннего выхода США из Договора 1972 года Россия оставляет за собой право выхода из всех иных существующих договоренностей по разоружению, а именно договоров СНВ-2, СНВ-1 и Договору о ракетах меньшей и средней дальности.
Разъясняя суть ведущегося диалога, Игорь Иванов отметил: "Консультации по вопросам ПРО и СНВ нужны, чтобы прояснить позиции друг друга. Это не переговоры, а именно консультации. Когда президенты решили их начать (в июне 1999 года. - Д.Г.), наша задача состояла в том, чтобы ясно понять, откуда реально Вашингтон видит угрозу своей безопасности и каким образом он планирует решить эту проблему".
Кстати, на неофициальном уровне российские переговорщики отмечают, что ведущийся диалог все больше убеждает Москву, во-первых, в правильности избранной позиции - ни за что не соглашаться на изменения в Договоре по противоракетной обороне, во-вторых, все больше доказывает лживость американских аргументов о том, что национальной системой ПРО Вашингтон хочет отгородиться не от российского ракетного потенциала, а от якобы существующей угрозы ядерного нападения со стороны КНДР и Ирана. Как заявил Игорь Иванов, "в ходе этих консультаций мы также излагаем и нашу позицию. Она сводится к тому, что если эти угрозы и могут существовать, а речь идет об угрозах потенциальных, а не реальных сегодняшнего дня, то мы исходим из того, что решать данную проблему надо не путем слома действующих договоров и соглашений, тем более такого базового, как Договор по ПРО 1972 года, а иными путями. И предлагаем наши альтернативные шаги и меры, о которых мы уже говорили в ходе ратификации Договора СНВ-2, поэтому основная задача этих консультаций состоит в том, чтобы убедить наших партнеров, что предлагаемая нами программа не только может в большей степени обеспечить безопасность, но и будет более эффективной, поскольку в ее основании - уже действующая база договоренностей в области разоружения, что принципиально важно".
По впечатлению главы МИД РФ от беседы с президентом США, в Белом доме преобладает настроение ожидания, готовности к активной работе с новым российским руководством. "Здесь прекрасно понимают, что после президентских и парламентских выборов в России установилась стабильная политическая ситуация, проводится предсказуемая внутренняя и внешняя политика, - заявил Игорь Иванов, - и это позволяет выстраивать отношения на длительную перспективу. Как подтвердил президент США, американская администрация в этом заинтересована, и именно с таким настроем президент Клинтон готовится к своей поездке в Москву".
Вашингтон