0
805
Газета Политика Интернет-версия

27.04.2000 00:00:00

Кто и о чем будет говорить с Масхадовым?

Тэги: Масхадов, Чечня


Аслан Масхадов ищет выход из тупиковой ситуации. Похоже, Москва готова ему помочь.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

ПЕРСПЕКТИВЫ переговоров с президентом Чечни Асланом Масхадовым благодаря целому ряду информационных акций последних дней представляются все более реальными. Более того, распространяются сведения, что такие контакты уже происходят. Так, информационное агентство "Свободная Чечня", принадлежащее части лояльных к России чеченских политиков и имеющее свой сайт в Интернете, вчера сообщило, что полномасштабные переговоры с Асланом Масхадовым начались и достигнуты договоренности по пяти пунктам. Согласно этому источнику информации, ссылающемуся на представителя штаба чеченского лидера, Москва и Масхадов договорились, что последний является легитимным президентом Чечни, все удерживаемые его формированиями в плену российские солдаты должны быть немедленно освобождены по окончании переговоров, его вооруженные формирования, за исключением офицеров, должны сложить оружие, все воинские атрибуты отрядов Масхадова будут сохранены, а его бойцы - амнистированы, если они не принимали участия в захвате заложников и организации террористических актов, и, наконец, в Чечне будет создано правительство, состоящее на треть из сторонников Масхадова, на треть - из представителей чеченской диаспоры в России и на треть - из представителей русскоязычного населения Чечни. В то же время "Свободная Чечня" сообщила, что в позициях Аслана Масхадова и федерального Центра имеются серьезные разногласия по поводу статуса Чечни и количества и места дислокации российских войск.

Источники "НГ" в кремлевской администрации категорически опровергли сведения о начале переговоров. Представители российских властных структур вчера комментировали опубликованную в газете "Сегодня" информацию о том, что Масхадов может появиться в Москве и "сдаться Верховному главнокомандующему" и что он якобы пойдет на этот шаг в рамках своих мирных инициатив, что развяжет руки федеральным войскам, которые начнут спецоперацию по уничтожению боевиков, не подчиняющихся Масхадову, с применением всех имеющихся сил и средств. Сообщается также, что в случае "сдачи" чеченского лидера уголовное дело против него будет закрыто в течение суток, и к нему может быть применена амнистия Госдумы или помилование президента РФ. ФСБ отказалась комментировать эти сообщения. В Главном управлении Генпрокуратуры РФ на Северном Кавказе Интерфаксу заявили, что "никакие разговоры на предмет возможного прекращения уголовного дела в отношении Масхадова по обвинению в организации вооруженного мятежа не ведутся". А помощник главы государства Сергей Ястржембский назвал упомянутую версию "абсолютно абсурдной". Правда, позже он заявил, что Масхадов еще может воспользоваться амнистией, если прекратит сопротивление и сдастся федеральным властям, но "заочно амнистия невозможна". Кроме того, Ястржембский привел недавнее нападение боевиков на колонну тульских десантников в качестве иллюстрации того, что чеченский лидер не контролирует многих полевых командиров.

Но именно этот бой приводится некоторыми наблюдателями как доказательство, что "непримиримые" полевые командиры таким образом ответили на намерение Масхадова начать переговоры с Москвой. Напомним также, что российские военные распространили сведения о том, что Шамиль Басаев и Хаттаб угрожают Масхадову расправой над его семьей за попытки установить контакт с российской стороной. Добавим к этому совпавшую с этими событиями поездку в Чечню министра внутренних дел РФ Владимира Рушайло и арест главы администрации чеченского президента Апти Баталова, который, по некоторым сведениям, был не арестован, а привез в Москву предложения по мирному урегулированию. Все это еще больше наводит на мысль о реальности предстоящих переговоров (если они, конечно, уже не начались). Хотя тот же Рушайло пока не видит лица, с которым федеральный Центр мог бы вести переговоры в Чечне.

Вместе с тем версия о намерениях Масхадова "сдаться" вызывает недоумение и у сторонников переговоров, что, однако, не делает их менее реальными. Президент Ингушетии Руслан Аушев опроверг информацию, что чеченский лидер якобы прибыл в Ингушетию как раз для того, чтобы предстать перед российскими властями. Но он подтвердил, что представители Масхадова через него передали федеральной стороне свои предложения по прекращению боевых действий. По мнению Аушева, ситуация в Чечне "один к одному повторяет события 1996 года", когда вокруг российского президента также "развернулась борьба тех группировок, которые настроены вести войну до последнего чеченца, и тех, кто осознает бессмысленность продолжения войны и выступает за политическое урегулирование". В то же время бывший помощник Масхадова Юсуп Сосламбеков считает, что президент

Чечни может сдаться в плен только при условии сложения с себя полномочий главы республики, но тогда с ним нельзя будет вести переговоры как с главой Чечни. Сосламбеков также назвал "сдачу в плен" нереальной.

Российские военные, оставаясь наиболее последовательными противниками переговоров с Масхадовым, тоже ощущают важность создавшейся ситуации. Первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ Валерий Манилов считает, что контакты с чеченским лидером означают "идти вперед с повернутой назад головой". Масхадов, по его мнению, "в одной упряжке с бандитами и головорезами находился и находится", и вообще "он никто". Однако военные заметно передергивают ситуацию. Они приписывают Масхадову призыв к терактам против федеральных сил и мирных жителей - тех чеченцев, которые сотрудничают с российскими властями. Другие источники информации утверждают, что он изложил эти же соображения в интервью Радио "Свобода". Но Масхадов ничего подобного не говорил, а его высказывания по "Свободе" приведены с "тройным пересказом".

Стоит отметить, что в случае переговоров с Масхадовым Москве придется пересмотреть практически все разработанные до этого программы урегулирования в части их ключевых моментов. Так, Кремль, похоже, отказался от идеи введения в Чечне прямого федерального правления. Придется отказаться и от тезиса о нелегитимности Масхадова, который присутствует практически во всех программах. Однако самой актуальной проблемой остается сейчас вопрос, о чем именно разговаривать с Масхадовым. Такие предложения разработаны созданным недавно Общественно-политическим движением "Чеченская солидарность", сопредседатель которого Саламбек Маигов в интервью "НГ" заявил, что ставка на политическое разрешение кризиса может иметь успех, только если начать переговоры с Масхадовым. По его мнению, рассуждения о контролируемости им вооруженных отрядов актуальны лишь в плоскости фактической реализации достигнутых соглашений, а отстранить президента правомочен только избравший его народ. "Чеченская солидарность" предлагает проект соглашения, которое могли бы заключить Владимир Путин и Аслан Масхадов. Он предусматривает бессрочное прекращение военных действий; отказ от обсуждения статуса Чечни до проведения соответствующего референдума или других юридических процедур; оказание всемерной гуманитарной помощи населению республики, гарантии прав и свобод граждан и безопасности представителей международных организаций на территории Чечни; формирование Масхадовым и парламентом ЧР переходного правительства с чрезвычайными полномочиями из числа лиц, не запятнавших себя в братоубийственном конфликте; создание чрезвычайной межправительственной комиссии по расследованию террористических акций, фактов взятия людей в заложники, многочисленных убийств и других преступлений на территории Чечни; создание чрезвычайной межправительственной комиссии для оказания помощи пострадавшим в ходе военных действий, возмещению ущерба за утраченное жилье и имущество; создание совместной рабочей группы по выработке проекта международной программы восстановления и развития республики. По мнению Маигова, переговоры неизбежны по нескольким причинам - военного пути разрешения кризиса не существует, численный состав так называемых партизан будет все время пополняться новобранцами из числа молодежи, и это может продолжаться годами. Он также считает, что переходное правительство, сформированное, с одной стороны, на легитимной и качественной основе, а с другой - признаваемое Кремлем, станет новым политическим фактором, способным стабилизировать ситуацию и перевести ее из военной фазы в плоскость радикального политического урегулирования.

Что касается лидеров наиболее экстремистской части чеченских сепаратистов, то, по сведениям российских правоохранительных органов, у Шамиля Басаева развивается гангрена. Эту информацию подтвердили и чеченские источники "НГ". Тем не менее информационная структура сепаратистов "Кавказ-центр" сообщила, что Шамиль Басаев и Мовлади Удугов обсудили ситуацию в Чечне в связи с тем, что в последнее время Кремль "стал активно разыгрывать так называемую миротворческую карту". Они якобы пришли к выводу, что "мира не будет до тех пор, пока на территории ЧРИ остается хоть один оккупант".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1690
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1049
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
763
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1041

Другие новости