ПОХОЖЕ, оптимизм, содержащийся в сообщениях об итогах деятельности российской экономики в текущем году, заставляет западных кредиторов нашей страны более скептически подходить к вопросу реструктуризации задолженности России перед западными кредиторами. На днях стало известно о возможности осложнений в переговорах с Парижским клубом кредиторов.
Напомним, что, готовясь к переговорам с представителями этой группы кредиторов, российское правительство рассчитывает на прецедент реструктуризации долга бывшего СССР коммерческими банками, членами Лондонского клуба кредиторов, считающегося одним из основных успехов российского правительства за посткризисный период. В течение последних месяцев представители правительства (в том числе и сам Михаил Касьянов) неоднократно заявляли, что они рассчитывают на понимание и со стороны государств, объединенных в Парижском клубе кредиторов. На последнем заседании правительства подчеркивалось, что договоренности с Лондонским клубом носят прецедентный характер и члены Парижского клуба, вырабатывая свою позицию по отношению к долгам России, не могут их не учитывать. В конце концов, в обществе могло даже сформироваться убеждение, что государства-кредиторы уже взяли на себя какие-то обязательства по реструктуризации российской задолженности.
На самом деле это, конечно же, не так. Парижский клуб нам ничего не обещал и имеет полное формальное право потребовать от России исполнения ее обязательств по долгам. Правда, переговоры о реструктуризации состоятся - они намечены на осень этого года, однако фон для них становится все менее благоприятным.
Сначала Германия (наш крупнейший кредитор) объявила, что не видит оснований для списания какой-либо части российской задолженности. Вчера же стало известно о новой позиции МВФ - фонд советует Парижскому клубу не идти на реструктуризацию.
Реакция России последовала незамедлительно. Первый вице-премьер Михаил Касьянов вчера напомнил, что кредиторы из Парижского клуба "делают свои заключения не на основе рекомендаций МВФ, а на основе собственных данных о состоянии российской экономики". Однако нельзя забывать, что исходит совет от организации, к которой, когда речь идет о мировых финансах, прислушиваются все. К тому же у Парижского клуба налажен постоянный механизм консультаций с МВФ - представитель фонда всегда присутствует на совещаниях клуба. Так что к последним рекомендациям из Вашингтона следует относиться серьезно.
Можно с достаточной долей вероятности утверждать, что "советы" Парижскому клубу являются частью общего ужесточения политики фонда по отношению к странам-должникам. Как известно, новое руководство фонда объявило о намерении провести весьма глубокие реформы этой организации. Часть нововведений напрямую коснется России - это прежде всего требование к центральным банкам стран-получателей кредитов предоставлять свои финансовые отчеты для их проверки в соответствии с правилами международного аудита.
Видимо, сыграла свою роль и личность нового руководителя МВФ. Хорст Келер, с одной стороны, бывший глава ЕБРР - финансовой структуры, которая традиционно благожелательно настроена к России, но в то же время он представитель Германии - самого крупного и наиболее непримиримого кредитора России.
Итак, перед российским правительством с новой остротой встает задача урегулирования проблем в отношениях с кредиторами. Возможно, одним из способов снятия противоречий станет максимальный учет рекомендаций МВФ и других международных финансовых организаций при составлении экономической программы нового российского правительства. Как раз вчера в Москву для консультаций в Центре стратегических разработок прибыла группа экспертов МВФ и ВБ.
Впрочем, неожиданной проблемой для России при переговорах о реструктуризации долгов могут стать ее экономические успехи. Очевидно, что в условиях 7-процентного роста ВВП в I квартале 2000 года труднее будет рассчитывать на снисходительность кредиторов, чем на фоне общего кризиса и спада экономики.