Празднование 130-й годовщины со дня рождения Ленина прошло на редкость скромно. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
22 АПРЕЛЯ отмечали 130-ю годовщину со дня рождения Ленина. Однако даже эта дата не объединила левых. Возлагать цветы к мавзолею КПРФ и представители Роскомдвижения пришли порознь. Торжественное заседание они тоже проводили по отдельности.
В совещании ортодоксального крыла компартий, посвященном итогам и проблемам развития современного коммунистического движения, помимо немногочисленных рядовых делегатов, приняли участие: Нина Андреева от ВКПБ, Виктор Тюлькин от РКРП, Анатолий Крючков от РПК и Алексей Пригарин от РКП-КПСС. Для этих людей последние 10 лет прошли в непрерывной борьбе против "горбачевщины" и капитализации страны. Любопытно, что ключевыми идеологами "горбачевщины" для них остается не столько сам Михаил Сергеевич, сколько руководство КПРФ. С 1993 г. партия Зюганова стала идейным и политическим врагом для ультралевых коммунистов. Именно поэтому новая стратегия и тактика политической программы этих объединений строятся в основном на противоборстве со своими соседями по "левому" крылу.
По мнению Анатолия Крючкова, его соратники слишком полагаются на классиков и явно отстают в разработке теории. Поэтому на совещании лидеры ВКПБ, РКРП, РКП-КПСС и РПК пришли к выводу о необходимости объединить теоретические внутрипартийные разработки и вынести их на межпартийный уровень.
Объединяться Роскомдвижение готово по принципу "против кого дружим": все партии и объединения, которые порвали с КПРФ, могут войти в новое движение, причем согласовываются только основные позиции и организационные вопросы, и одновременно допускаются расхождения в тактических вопросах. Как видим, ортодоксальные коммунисты явно собирают силы для демократизации своих внутрипартийных структур. Алексей Пригарин считает, что исторически их победа неизбежна, но единственный метод, реально оставшийся у них, - это только агитация. Причем весьма скромная, поскольку агитацией они считают даже сбор подписей на выборах. Но пока у этих четырех партий нет даже единой платформы, позволяющей сформировать сколько-нибудь влиятельное движение.
С другой стороны, если у кого-нибудь из правящей власти хватит ума столкнуть ультралевых с КПРФ, соратникам Зюганова не поздоровится. Никто, кроме ортодоксальных коммунистов, так внимательно не наблюдал все эти годы за едва заметными трениями между руководителями самой влиятельной партии в стране. Так, Алексей Пригарин уверенно выделяет внутри руководства КПРФ по крайней мере два течения: социал-демократическое в лице Селезнева и Купцова, а также православно-националистический социализм, которого придерживаются Зюганов, Белов и Чикин. И первое направление ортодоксов почти устраивает, если только КПРФ, по мнению Анатолия Крючкова, перестанет нечестно эксплуатировать имя КПСС и "как только они сменят вывеску, мы с удовольствием будем с ними сотрудничать". Кроме того, никто на нынешней политической арене уже и не вспомнит всех идеологических просчетов и отступлений КПРФ от марксистско-ленинской теории. А вот ВКПБ, РКРП, РПК и РПК-КПСС все эти 10 лет неотступно следили за командой Зюганова и охотно принимали перебежчиков из КПРФ. Правда, отдельные фигуры не слишком сильно укрепляют позиции ультралевых, они сами признают, что основная масса членов КПРФ поддерживает позицию руководства по фундаментальным принципам и особенно по методам борьбы. Возможно, именно поэтому ортодоксальные коммунисты вынуждены организовывать все свои акции отдельно от КПРФ. С 1995 г. левые и правые коммунистические деятели ходят на демонстрации порознь. Тому есть две причины: во-первых, ультралевые после 1994 г. просто не в состоянии собрать значительную массу демонстрантов, и КПРФ буквально подминает под себя почти все политические уличные акции. Сейчас они предпочитают выставлять целевые пикеты, поддерживающие рабочих конкретных предприятий. А, во-вторых, для экстремистски настроенных коммунистов этот день - один из символов политической борьбы. КПРФ же умело разыгрывает первомайскую демонстрацию как массовое, популярное народное гуляние в чудный весенний день. Наконец, даже вместе взятые финансовые возможности ВКПБ, РКРП, РПК и РКП-КПСС чересчур скудны, чтобы организовать адекватный отпор команде Зюганова.