В Нью-Йорке 24 апреля - 19 мая с.г. пройдет VI Конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия - первая обзорная конференция после принятия в 1995 году исторического решения о бессрочном продлении ДНЯО.
Россия высоко оценивает значение Договора о нераспространении ядерного оружия как уникального инструмента международного права, обеспечивающего глобальную и региональную стабильность и безопасность, ставящего надежный заслон распространению ядерного оружия на нашей планете.
Помимо нераспространенческого измерения, ДНЯО является и уникальным инструментом, стимулирующим ядерное разоружение. Нераспространенческая философия тесно перекликается с мировоззрением ядерного разоружения.
Договор стимулирует активное развитие международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, значение и потенциал которого трудно переоценить.
Предстоящая Конференция показывает, что ДНЯО является одним из наиболее значимых многосторонних инструментов в области контроля над вооружениями и разоружением уходящего столетия, эталоном взаимодействия мирового сообщества, примером эффективности многосторонней дипломатии.
Представляется, что конференция даст нам возможность не только провести обзор последних пяти лет действия договора, но и дать оценку его 30-летней истории. Одним из главных достижений последних лет в области международной безопасности бесспорно является решение о бессрочном характере договора, символизирующего зрелость и мудрость человечества, вступающего в XXI век, его стремления навсегда отвести угрозу ядерной катастрофы.
В условиях формирования многополярного мира и прогрессирующей глобализации международных отношений важно обеспечить, чтобы ДНЯО продолжал быть одним из важнейших элементов конструкции миропорядка и органично вписывался в усилия государств по утверждению в новом веке модели мира без насилия. Именно в этом русле идут предложения о разработке Концепции мира в XXI веке, ориентированные на комплексное упрочнение международной безопасности и стабильности, в том числе в ее нераспространенческом аспекте.
Упрочение международно-правовой основы миропорядка, обеспечение верховенства права в международных делах являются залогом глобальной и региональной стабильности и безопасности. Мы решительно отвергаем любые действия, связанные с применением силы в обход Совета Безопасности и в нарушении Устава ООН, которые могут стимулировать коррозию нераспространенческого мировоззрения, что нанесло бы ощутимый ущерб и процессу ядерного разоружения.
Российские политические приоритеты лежат, безусловно, в области разоруженческого мировоззрения. Мы открыто заявляем, что нам нужно сделать все необходимое для того, чтобы вопросы сокращения стратегических наступательных вооружений, сохранения стратегической стабильности и ее главной правовой базы - Договора по ПРО - стали абсолютным императивом в мировой политике. В этой стратегии не должно быть места национальному эгоизму. Речь в конечном итоге идет о том, в каком направлении будет развиваться мировое сообщество в XXI веке.
Ратификация Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации Договора СНВ-2 является еще одним подтверждением последовательного курса нашей страны на укрепление режима нераспространения ядерного оружия, разоружения и сохранения стратегической стабильности в мире.
Россия последовательно выступает за сохранение и соблюдение Договора по ПРО как ключевого элемента стратегической стабильности и важного условия сокращения стратегических наступательных вооружений.
В 1997 году президенты России и США договорились о дальнейших, еще более радикальных шагах в области сокращения вооружений. Стороны намерены до конца 2007 года сократить свои ядерные потенциалы до уровня 2000-2500 единиц. Более того, мы готовы рассмотреть возможность сокращения ядерных потенциалов сторон в рамках указанного договора до уровня в 1500 единиц.
Другим важным шагом в направлении снижения ядерной угрозы является заявление президента России от 27 мая 1997 года о ненацеливании стратегического ядерного оружия. Таким образом, все российские баллистические ракеты в настоящее время имеют так называемое "нулевое" полетное задание, что является надежной гарантией от возникновения случайного ядерного конфликта.
Что касается тактического ядерного оружия, то Россия выполняет взятые на себя односторонние инициативы.
В настоящее время Россия не располагает ядерным оружием за пределами своей национальной территории. Полагаем, что и остальные ядерные державы должны последовать этому примеру.
Важнейшие значение для целей нераспространения имеет Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Главное его предназначение - поставить надежный заслон качественному совершенствованию ядерных арсеналов.
Вновь выражаем надежду, что к ДВЗЯИ присоединятся все страны, которые обладают соответствующим потенциалом и чьи ратификационные документы имеют принципиальное значение для вступления договора в силу.
Пакет документов, необходимых для ратификации ДВЗЯИ, внесен президентом России в Государственную Думу, и мы надеемся на ратификацию договора в самое ближайшее время.
В целях устранения проблемы ракетных угроз и ракетного распространения мы считаем, что международное сообщество должно идти по пути поиска решений в политической области. В противовес военному решению мы предлагаем политико-дипломатические меры.
Как вы знаете, в июне 1999 года Россия выдвинула идею создания Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Наша идея вызвала широкий интерес и поддержку со стороны других государств. Это было продемонстрировано в ходе состоявшейся 16 марта с.г. в Москве международной встречи экспертов по ГСК. Мы понимаем, что всех проблем нераспространения ракет и ракетных технологий в одночасье решить невозможно, поэтому мы выступаем за поэтапное создание ГСК.
Несмотря на то что в настоящее время в ДНЯО участвуют 187 государств, принципиально важным остается обеспечение универсального характера этого договора. Необходимо и далее предпринимать усилия по вовлечению в режим ядерного нераспространения государств, не присоединившихся к нему до сих пор.
Еще один назревший вопрос - запрещение производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия. В России осуществляется программа закрытия последних установок, нарабатывавших ранее плутоний для оружия, а тот, что производится, не используется для этих целей. Наработка оружейного урана у нас прекращена несколько лет назад. Мы будем активно добиваться, чтобы специальный комитет Конференции по разоружению, созданный для переговоров по данному вопросу, заработал как можно скорее.
Российская Федерация поддерживает систему гарантий МАГАТЭ - важный механизм контроля за выполнением обязательств по ДНЯО.
ДНЯО создал необходимые условия развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Россия активно участвует в таком взаимодействии, в том числе в рамках МАГАТЭ или на двусторонней основе.
Мы позитивно расцениваем набравший в последние годы заметную силу процесс создания зон, свободных от ядерного оружия, в различных регионах мира. К настоящему времени число государств, охваченных режимом безъядерных зон, превышает 100.
Создание зон, свободных от ядерного оружия, представляет собой важную меру разоружения. Формируя зону, государства стремятся укрепить тем самым региональную и международную безопасность и вносят существенный вклад в развитие и консолидацию режима нераспространения ядерного оружия. Такое органическое сочетание взаимодополняющих факторов и определяет значимость всех безъядерных зон, вместе взятых и каждой из них в отдельности.
Накануне начала работы международной Конференции по рассмотрению действия ДНЯО Россия конкретными шагами подтверждает ясвою приверженность букве и духу договора, будет и впредь конструктивно действовать в направлении придания ДНЯО универсального характера, обеспечивать поступательное движение на пути контроля над вооружениями и ядерного разоружения.