0
1366
Газета Политика Интернет-версия

22.04.2000 00:00:00

Еще один козырь России

Тэги: Дума, СНВ, ядерное


Зловещий символ уходящего века.

ЕЩЕ одна международная договоренность, связанная с разоружением, успешно прошла вчера в Государственной Думе. 298 депутатов проголосовали в поддержку Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и только 74 законодателя были против. Последние, кстати, уже называют "гонкой разоружения" складывающуюся в Думе традицию проводить по пятницам закрытые заседания для ратификации того или иного договора. Напомним, что 14 апреля нижняя палата почти таким же большинством ратифицировала Договор об СНВ-2.

Вчера на Охотный ряд приехали Игорь Иванов и Игорь Сергеев, но Владимира Путина в отличие от прошлой пятницы не было. Результат голосования был известен заранее, и даже коммунисты, попытавшиеся призвать своих коллег из других фракций не спешить с ратификацией, после заседания признавались в кулуарных разговорах с корреспондентом "НГ", что их попытка носила чисто политический характер. Левые предложили Думе принять к тексту Закона о ратификации ДВЗЯИ следующую поправку: "Правительству РФ передать ратификационную грамоту генеральному секретарю ООН после ратификации договора США, КНР, Индией, Пакистаном и Израилем". По словам автора этой поправки депутата Александра Шабанова, в случае ее принятия в официальном документе впервые бы появилось упоминание о ядерном потенциале Израиля, который, по сведениям заместителя председателя думского комитета по международным делам от КПРФ, фактически равен китайскому.

Однако, сообщил г-н Шабанов, представители правительства сделали все, чтобы такая поправка даже не была поставлена на голосование, и с помощью различных регламентных уловок, примененных думскими сторонниками ратификации, она на суд депутатов вынесена не была.

После ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний депутаты проголосовали и за свое постановление, главной целью которого был призыв к исполнительной власти не терять бдительности и, несмотря на свою приверженность политике ядерного разоружения, все-таки "держать бронепоезд на запасном пути". В качестве последнего в документе был назван Центральный полигон РФ на островах Новая Земля, а бронепоездом предписано считать уже имеющиеся у России ядерные боезаряды, которые следует беречь вместе со специалистами, их обслуживающими, и учеными, их создавшими. Для этого депутаты рекомендовали Владимиру Путину поручить правительству обеспечить приоритетное финансирование всех тех целевых программ, которые связаны с ядерным оружием.

* * *

РАТИФИКАЦИЯ Госдумой Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) стала для России вторым важнейшим шагом после одобрения Договора СНВ-2 в сфере стратегической стабильности. Как сказал после оглашения результатов голосования министр иностранных дел Игорь Иванов, эта мера послужит серьезным барьером в нераспространении ядерного оружия. Примечательно, что ратификация произошла в один день с одобрением новой военной доктрины, в которой, в частности, содержится упоминание о возможности применения ядерного оружия Россией даже в случае, если против нее оно не используется, но безопасность страны находится под серьезной угрозой. Таким образом, Москва посылает сигнал: мы за ядерное разоружение, но не во вред себе.

Кроме снижения уровня глобальной ядерной угрозы, ратификация ДВЗЯИ вкупе с одобрением Договора СНВ-2 имеет и значительный эффект в плане усиления позиций Москвы на двусторонних российско-американских переговорах. Это уже будет заметно на министерской конференции в Нью-Йорке по вопросу Договора о нераспространении ядерного оружия, которая открывается в понедельник. В первую очередь у РФ появляется важный козырь: она опережает, причем значительно, США в деле выполнения многих договоренностей двустороннего и многостороннего характера. Ведь юридически Соединенные Штаты еще не ратифицировали Договор СНВ-2, несмотря на то что сенат в январе 1996 года дал "совет и согласие" президенту на ратификацию договора. Подпись же президента под законом о ратификации не стоит. Более того, в конгресс даже не вносились на рассмотрение два протокола к договору, подписанных в 1997 году и являющихся неотъемлемой частью Договора СНВ-2. Российский же парламент эти документы одобрил, и в ближайшее время соответствующие законы подпишет глава государства.

Приблизительно та же ситуация и с ДВЗЯИ: американцы вообще отказались его ратифицировать - в прошлом году сенаторы проголосовали против одобрения.

Вообще в области стратегической стабильности сейчас для безопасности РФ самая главная проблема - планы США создать "ограниченную национальную систему противоракетной обороны". Именно поэтому, ратифицируя Договор СНВ-2, Дума поставила условие о жесткой увязке его с нерушимостью Договора по ПРО. Если Вашингтон пойдет на создание НПРО, Россия оставляет за собой право выхода не только из Договора СНВ-2, но и из других договоренностей, касающихся процесса разоружения. Адекватным ответом, о возможности которого уже говорилось главами и военного, и дипломатического ведомства России, станет не только развитие наступательных вооружений (в частности, постановка на баллистические ракеты разделяющихся головных частей), но и, как полагают источники "НГ" в руководящих структурах РФ, начало сотрудничества в военно-стратегической и ядерной сферах с третьими странами. Возможен и комплексный пересмотр позиции Москвы по вопросам внешней и оборонной политики. Понятно, какую направленность этот процесс будет носить. Такой сценарий, вероятно, не слишком обрадует США. Да и делу укрепления стабильности служить не будет. В Вашингтоне же раздумывают, стоит ли приносить глобальную стабильность в жертву желанию быть единственной державой, способной защититься от ядерного нападения или удара возмездия.

Россия же идет по гораздо более открытому и честному пути. Ратификация Договора СНВ-2 и ДВЗЯИ - лучшие тому доказательства. Но при этом Москва оговаривает особые условия, которые позволили бы ей обеспечить собственную безопасность, чтобы не допустить слишком резвого отрыва США в ядерных делах и изменения стратегического паритета. Так, Россия оставляет за собой право выхода из ДВЗЯИ в случае возобновления ядерных испытаний какой-либо страной. Кроме того, ратификация вовсе не означает, что будут свернуты или урезаны программы развития ядерного оружия. Договор вступит в силу лишь после его ратификации 44 странами-подписантами, а до этого еще далеко: Россия во втором десятке государств, одобривших ДВЗЯИ.

Что же касается переговоров по комплексу вопросов стратегической стабильности, то, как заверили корреспондента "НГ" хорошо информированные дипломатические источники, никакого компромисса по вопросу об изменении Договора по ПРО Россия с США достигать не собирается, а ведущиеся консультации все больше и больше убеждают Москву в невозможности корректировки этого основополагающего документа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3235
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1792
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4560
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5939

Другие новости