0
1144
Газета Политика Интернет-версия

21.04.2000 00:00:00

Война и информация

Владимир Самойлов

Об авторе: Владимир Самойлов - кандидат философских наук.

Тэги: армия, война


ВОПРЕКИ надеждам человечества ликвидировать в XX веке все войны, минувшее столетие стало самым жестоким и кровопролитным. Причем в ближайшее время ожидается новая революция в военном деле, уже отрабатываются модели ведения боевых действий в новом тысячелетии. Каковы перспективы вооруженного противостояния на планете? Для понимания этого необходимо вскрыть тенденции в отношении человека, народов, мирового сообщества к войне, к армии, исследовать причины ее отрицания или принятия. Тем более в России, которая подошла к рубежу тысячелетий в состоянии крупного локального вооруженного конфликта.

Судьба и история России неразрывно связаны с войной. С 1240 г. наша страна пережила свыше 300 войн и нашествий, провоевав в общей сложности около 570 лет. Только на протяжении XX века Россия потеряла убитыми в различных вооруженных столкновениях около 50 млн. граждан. Однако не правы те, кто в исторической перспективе называет Россию страной-милитаристом. Львиная доля вооруженных конфликтов с ее участием была неизбежна, многие из них грозили ей гибелью.

Войны, которые вела Россия, зачастую спасали от порабощения не только ее, но и многие другие государства, а также создавали благоприятные условия для их ускоренного развития.

Выдающийся русский философ Иван Ильин писал, что российское государство - "живой исторически выросший и культурно оправдавшийся Организм, не подлежащий культурному расчленению, сущий оплот европейско-азиатского, а потому и вселенского мира и равновесия". А уже во времена холодной войны американский генерал Макартур был вынужден признать, что "неоднократно надежды цивилизации покоились на достойных знаменах мужественной русской армии".

Общенациональная идея нашей страны многие годы утверждала в отношении общества к военному делу, Вооруженным силам и защите Отечества следующие идеалы: армия - творец и хранитель государства, фактор его свободы, независимости и целостности, а служение в ней - святая обязанность каждого гражданина. Увы, в конце 90-х годов лишь 29% населения России испытывали доверие к армии (в 2 раза меньше, чем в конце 80-х годов), в то время как 52% относились к этому государственному институту по крайней мере опасливо и настороженно (в 4-4,5 раза больше), все чаще винили армию в неблаговидных поступках, поддержке непопулярных в народе решений. Виной тому милитаризация государственной власти. Армия стала использоваться при решении не свойственных ей внутриполитических задач, военные круги получили большое - если не сказать решающее - влияние в высших эшелонах власти.

Социологи говорят, что сейчас войны все больше приобретают так называемый террористический характер. Речь идет о том, что одним из важнейших объектов вооруженного воздействия становится мирное население. Никакое высокоточное "гуманное" оружие не способно предотвратить жертвы среди гражданского населения, причем их доля в общем числе потерь растет пропорционально повышению живучести войск.

Судите сами: если в Первой мировой войне удельный вес жертв среди мирного населения составил всего 5%, во Второй мировой - 50%, то в корейской (1950-1953 гг.) и вьетнамской (1964-1973 гг.) - соответственно 84% и 90%. Что же касается иракской ("Буря в пустыне") и первой чеченской войн, то доля погибшего мирного населения среди общих потерь превысила 95%.

Причин тому много: это и процесс урбанизации, результатом которого становится сосредоточение основной массы населения в городах - экономических центрах стран-противниц, и резкое увеличение дальнодействия оружия.

Высокий процент потерь среди мирных граждан - закономерное следствие современной войны. Стороне, развязавшей вооруженное противоборство, следует помнить, что вся тяжесть ответственности за эти жертвы ложится на нее, на ее вооруженные формирования. Этим объясняется угнетенное моральное состояние российских военных и антиармейские настроения в гражданском обществе в первую чеченскую кампанию - ведь именно Российская армия стала инициатором открытого вооруженного конфликта. Этим же объясняется и высокий боевой дух наших войск во время нынешней кампании - Россия была вынуждена ответить на агрессию чеченских бандформирований, вторгшихся на территорию Дагестана, а, значит, выполняет справедливую освободительную миссию.

Кстати, сегодня общественное отношение к Вооруженным силам начало кардинально изменяться. Возвращается утерянное признание армии, ее былой авторитет. Особенно это касается войск специального назначения, ВДВ. Как показывают последние социологические опросы, уже более 44% российских граждан изменили свое отношение к армии в позитивную сторону. Как это ни покажется парадоксальным, но происходит это именно благодаря войне - точнее, благодаря ходу ее ведения и освещения.

Обычно отношение общества к войне не бывает однозначным. Социологи выделяют три основных подхода: милитаристский, пацифистский и гуманистический. Первый подход характеризуют военная романтика и превознесение высших доблестей человека, война приукрашивается, а люди, ее ведущие, наделяются сверхъестественными качествами - несгибаемой стойкостью, безграничной храбростью, необыкновенной жертвенностью. Пацифисты начисто отрицают войну как способ разрешения конфликтов и даже как необходимую защиту от агрессии. Гуманистические идеалы призывают, по возможности, избегать насильственных путей разрешения конфликтов, но война против агрессора воспринимается как закономерная жертва ради всеобщего блага.

Оптимум всегда лежит на стыке восприятий, ведь еще со времен Второй мировой войны известно, что превозносить войну в той же степени опасно, как и смаковать ее негативную сторону.

Не случайно первая чеченская кампания, по мнению многих социологов и политологов, была проиграна не столько на полях сражений в Чечне, сколько на страницах газет и экранах телевизоров в самой России. Властные российские структуры не сумели создать единого информационного поля, определить позицию по многим принципиальным вопросам, не успевали реагировать на текущие изменения, запаздывали с освещением тех или иных событий, в результате чего были вынуждены играть по правилам чеченских информационных стратегов.

Бывалые летчики скажут, что в условиях, когда набравшую высоту машину терзают турбулентные потоки, необходимо зафиксировать штурвал и не предпринимать "рыскающих" маневров. Собственно, работа созданного сравнительно недавно Российского информационного центра, освещающего ход второй чеченской кампании, показывает, что в российском руководстве нашлись люди, способные осознать эту истину. Четкая отлаженная работа, быстрая реакция, системный подход, полная информация обо всем, что не составляет государственной или военной тайны, - эти принципы работы Росинформцентра и его руководства стали залогом перемен, происходящих на информационном и общественно-политическом фронтах страны.

Общество требует систематического информирования о происходящем в Чечне - эту задачу решают ежедневные пресс-конференции и регулярные выступления официальных спикеров. Общество не доверяет военным - во главе Росинформцентра становится гражданское лицо, помощник президента Сергей Ястржембский. Общество интересуется, что чувствуют наши воины, какие настроения превалируют в армии, какой уровень морального духа в войсках, - журналисты и представители общественных организаций имеют возможность общаться как с рядовыми, так и с офицерами (даже пресс-центр перенесен из относительно мирного Моздока практически на передовую - в Ханкалу). Общество хочет понять причины неудач - обнародуются результаты следственных мероприятий. Общество знает в лицо не только своих героев, но и антигероев, а ведь контрпропаганда чеченцев, основанная на сокрытых нашими официальными лицами фактах чрезвычайных происшествий, была весьма действенным оружием бандитов в прошлую кампанию. У чеченских аналитиков, разыгрывающих партию в расчете на внутриполитические процессы в России, выбит из рук главный козырь - недостаточное информирование общественности. Это не менее важная победа, чем военная операция по взятию Грозного.

В целом, нынешняя чеченская война - доказательство того, что взаимопонимание и взаимодействие общества, государства и армии вышли на качественно новый уровень. И самое главное, чтобы достигнутое не только сохранилось, но и на основе этого согласия были найдены пути устранения причин каких бы то ни было войн и вооруженных конфликтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вышла аудиокнига по роману «Каффа»

0
1232
Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
7678
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
4253
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
5101

Другие новости