ГОСУДАРСТВЕННАЯ Дума приступила вчера к обсуждению во втором чтении нового варианта Кодекса об административных правонарушениях. Этот процесс скорее всего растянется минимум на месяц - документ объемом в почти тысячу печатных листов, в которых содержится и текст самого Кодекса, и более трех тысяч поправок к нему, за один раз рассмотреть оказалось невозможным. Это стало понятно еще в самом начале вчерашнего пленарного заседания нижней палаты, когда одни депутаты пожелали снять проект с обсуждения, а другие принялись предлагать разнообразные варианты его обсуждения. Свое мнение высказал и представитель президента Александр Котенков, подавший идею выявить наиболее спорные части КоАП и соответствующие им поправки, для того чтобы по ним могла быть проведена тщательная дискуссия.
Вообще же дебаты по процедуре в общей сложности заняли добрую треть вчерашнего думского заседания. Возникло такое впечатление, что законодатель опасается голосовать за поправки к Кодексу целыми таблицами, как это делается обычно, из-за того, что есть шанс пропустить какую-нибудь недостойную норму, однако в то же время понимает, что неприятной работы не избежать. В конце концов процедурное решение Думой было найдено, и оно, вопреки обыкновению, не соответствовало пожеланию г-на Котенкова. Депутаты постановили принимать КоАП по главам.
Выслушав несколько общих слов от основного докладчика - заместителя председателя комитета по госстроительству Николая Шаклеина, думцы стали задавать ему вопросы. Как оказалось, наиболее интересными для законодателей стали несколько глав, связанных с наказаниями для автомобилистов. Именно по отношению к их содержанию, которое в последнее время стараниями СМИ объявлено "драконовским", депутатами и были высказаны наиболее эмоциональные и критические замечания. Представители думского комитета пытались успокоить своих коллег, объясняя им, что КоАП - это сбалансированный документ, с одной стороны, ужесточающий наказания за нарушение правил дорожного движения и поведения, но с другой - отменяющий кары за всякие мелкие прегрешения, к которым обычно придираются власти. Впрочем, мнение депутатов об "автомобильных" главах Кодекса, кажется, особо не изменилось - и когда дело до них дойдет, следует ожидать чрезвычайно острой дискуссии.
Вчера же Государственная Дума успела принять только первые три главы Кодекса об административных правонарушениях из его первой общей части. В этих главах даются развернутые определения некоторым понятиям, используемым в документе, перечисляются виды административных взысканий и тому подобное. Особых претензий у депутатов к этим главам в принципе не было. Тем не менее как раз на них и была отработана та процедура, которую Дума намерена использовать в своей дальнейшей работе над КоАП. Ее суть заключается в следующем: поправки рассматриваются к каждой главе, выделяются те из них, авторы которых недовольны рекомендациями по ним профильного комитета, после чего отобранные поправки голосуются отдельно. После того, как все замечания по той или иной главе обсуждены, она принимается в целом. Это делается для того, чтобы в дальнейшем никто не смог вернуться к уже пройденному этапу.
Таким образом, уже сейчас частично можно сказать, что же будет в новом КоАП, когда он все-таки вступит в силу. Во-первых, административное право федерального уровня будет состоять только из данного Кодекса, а на региональном уровне могут приниматься развивающие его отдельные положения и не противоречащие ему законы. Центральная власть оставляет за собой право определять перечень видов административных взысканий и правил их применения, а также порядок производства по административным делам. Так что местные власти, например, могут изменять суммы штрафов, не переходя установленные в КоАП их минимальный и максимальный пределы. Новый Кодекс подтверждает, что административная ответственность для человека наступает с 16 лет и запрещает властям применять нормы КоАП таким образом, чтобы они унижали человеческое достоинство.
В одной из трех принятых вчера Думой глав КоАП содержится перечень административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предметов, связанных с правонарушением, и их конфискация, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и административное выдворение - последнее для иностранцев и лиц без гражданства. Последний вид взыскания - дисквалификация - был добавлен после вчерашней дискуссии, в ходе которой за эту новацию высказались представители президента и правительства. Суть этого наказания в том, что физическое лицо может быть лишено права занимать руководящие должности в органе управления юридического лица, входить в совет директоров и т.д. - короче говоря, занимать такие посты, обладателей которых называют "топ-менеджерами". Дисквалификация назначается судом минимум на полгода, а максимум - на пять лет. Вчера в Думе некоторые депутаты назвали решение своих коллег о введении такого рода административного взыскания не чем иным, как "запретом на профессию".
Размеры же штрафов определены такие: минимальный для всех категорий - одна десятая минимальной зарплаты, а точнее, минимального административного штрафа, который предполагается установить в сумме 80 рублей. Таким образом, депутаты хотят "отвязать" штрафы от величины минимального оклада, который, по их мнению, должен скоро увеличиться. Штрафы же в КоАП будут указываться сразу в абсолютной рублевой величине и время от времени индексироваться. Однако пока в нынешнем проекте значение максимального штрафа для физического лица - 25 МРОТ, для должностного лица - 50, а для юридического - 1000 МРОТ.
Хотя к "автомобильным" главам законодатели вчера почти и не приблизились - самая первая из них имеет номер 12, - одна приятная новость для автовладельцев все-таки имеется. В главе 3 КоАП закреплено, что лишение физического лица предоставленного ему специального права производится только по решению суда. Это значит, что лишить человека водительских прав ГИБДД теперь сможет лишь через суд. Стоит отметить, правда, что все остальные идеи, касающиеся автомобилистов, с запасом это приятное новшество нейтрализуют. Будут ли "драконовские" инициативы реализованы на практике, можно будет узнать, очевидно, во второй половине мая, когда Государственная Дума наконец дойдет до соответствующих глав Кодекса об административных правонарушениях.