Павел Крашенинников. Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото) |
- ПАВЕЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, что сейчас происходит с вашим предложением решить проблему статуса бывшего президента РФ и гарантий ему с помощью изменения нескольких действующих законов?
- Мы готовим целый ряд поправок к разным законопроектам, с тем чтобы президент, который закончил исполнение своих обязанностей, входил в состав Совета Федерации. Все проекты сейчас уже написаны, и мы ведем их согласование. Скоро будем вносить на рассмотрение Государственной Думы.
- Бывший президент станет полноправным членом Совета Федерации или это будет для него просто почетным титулом?
- Он будет полноправным членом верхней палаты, на которого в полном объеме станет распространяться действие Закона "О статусе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы", в том числе в части его неприкосновенности.
- А как же в этом случае быть с Конституцией, которая четко говорит, что " в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти"?
- В том комплекте документов, который мы предлагаем, есть и проект поправки в Конституцию. Для ее внесения требуется собрать не менее 90 подписей депутатов, и у нас уже есть договоренности на этот счет с другими фракциями. Сейчас мы ведем необходимую работу - собираем нужное количество подписей.
- В указе Владимира Путина бывшему российскому президенту предоставляются: резиденция, охрана, право пользоваться спецсвязью и так далее. А ведь всего этого у сенаторов нет. В каких законах вы планируете оговорить все эти привилегии?
- Спецсвязь у сенаторов есть - в их кабинетах в здании Совета Федерации. Что же касается резиденции, охраны и прочего, то все эти проблемы, на наш взгляд, должны решаться не в федеральных законах, а указами президента или постановлениями правительства.
- Были ли у вас какие-либо консультации в верхней палате?
- Да, консультации были. Вы знаете, что Егор Строев высказался публично в поддержку нашей идеи, обсуждали мы ее и с другими сенаторами, которые, кстати, тоже уже высказывались публично - например, губернатор Новгородской области Михаил Прусак. Многие члены Совета Федерации говорят, что законодательное регулирование статуса бывших президентов нужно обязательно. Потому что, во-первых, этих людей все-таки избирал народ, во-вторых, они являются носителями очень большого объема важной информации, в-третьих, у них есть огромный опыт управления государством, ну и в-четвертых, необходимо все-таки решить проблему предоставления им личной неприкосновенности.
- Все нормы предлагаемых вами законопроектов будут полностью распространяться и на Михаила Горбачева?
- Сейчас это обсуждается, но моя позиция такова: на него все это тоже нужно распространить. Ну хватит нам резких перемен, должна быть какая-то преемственность. От эпохи к эпохе нам надо переходить спокойно - без крови, топтания предшественников и тому подобного.
- Вы хотите внести все документы единым пакетом?
- Нет, вносить предложения станем последовательно: сначала поправку в Конституцию, а уж потом и поправки к федеральным законам о формировании Совета Федерации и о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Ведь бессмысленно предлагать проекты каких-то законов, которые будут противоречить Конституции.
- Каковы шансы на прохождение этого пакета документов в нижней палате парламента?
- Конечно, с левыми фракциями, которые инициировали запрос в Конституционный суд по поводу указа Владимира Путина, будут проблемы, хотя некоторые коммунисты, с которыми я говорил, в принципе не возражают. Тем более что мы ведь имеем в виду не столько конкретного человека, сколько государственный институт, который во многих странах, где существуют президентские республики, действует. И нам в нашем государстве нужно институт президентства достраивать - безотносительно к каким-то конкретным личностям.