СЕГОДНЯ внешний долг нашей страны составляет около 200 млрд. долл., из которых более половины - долг СССР. Казалось бы, Россия давно должна была поинтересоваться своей зарубежной собственностью - хотя бы для того, чтобы выплатить эти долги, сделанные не без "помощи" современных политиков. Однако менялись парламенты и парламентарии, правительства и премьеры, а никаких практических шагов для того, чтобы проблема сдвинулась с мертвой точки, до последнего времени предпринято не было.
Напомню, что бумаги о "советском долге" подписывал Александр Шохин. Он и сегодня уверен, что поступал правильно. А вот как эту акцию ныне оценивает один из членов тогдашней команды реформаторов Сергей Станкевич: "Уже в начале 90-х мы могли списать все долги бывшего СССР в обмен на вывод войск из Европы и признание новых государств (в Восточной Европе и Прибалтике. - В.С.). Представьте, огромная масса долгов не висела бы над нашими финансами, что, может быть, избавило бы страну и от пирамиды ГКО. Ельцин обязан был тогда лично говорить об этом с западными лидерами┘ Но все это не было использовано".
Хочу заметить, что не было использовано и другое: огромные "клондайки" золота и недвижимости, что попали из России и СССР на Запад и Восток в ХХ веке. История нашей российской безответственности началась не сегодня и не вчера - с ней связана история русской недвижимости за рубежом и история "русского золота". Напомню читателю, что Николай II ввязался в Первую мировую войну, имея четыре-пять снарядов в день на одну русскую пушку. Выход из этой ситуации нашли самый простой: с октября 1914 г. по январь 1917 г. отправили в США, Канаду, Японию, Англию и Францию "кругосветкой" - через Сибирь, Тихий и Атлантический океаны - четыре "золотые посылки" (такая "золотая" посылочка шла четыре-шесть месяцев, последняя вообще не дошла до места назначения, была "приватизирована" японцами). Золото предназначалось для закупки снарядов, патронов и производства бездымного пороха за границей. Всего отправили 3600 т - на 5 млрд. 628 млн. долл. в ценах 1914 г. Судя по мемуарам Александра Керенского, успели доставить в Россию оружия менее 20% от заказанного, да и то в основном производственный брак. Между прочим, по условиям финансовых конвенций с Антантой, США и Японией неиспользованный остаток (80% от 5,6 млрд. долл.) "золотого депозита" союзники обязаны были вернуть России. Не вернули.
Впрочем, большевики его и не требовали: объявили в 1918 г., что "царские долги", дескать, платить не будем, а золото не потребовали, видимо, потому, что не сегодня-завтра должна была произойти мировая пролетарская революция. Запад смекнул, что золотишко достанется ему даром, и вскоре, с 1922-го по 1925 г., дипломатически признал режим большевиков - за такие сокровища и черта признаешь! В США русское золото вместе с процентами за 80 лет "тянет" сегодня, по признанию Альберта Гора, на 23 млрд. долл., а в Англии, по официальному заявлению представителей Английского банка газете "Санди таймс" от 14 марта 1999 г., и того больше - 50 млрд. долл.
Всего же, по подсчетам британской юридической фирмы "Пинкертон", с 1923 г. занимающейся розыском русских богатств за рубежом, Россия сегодня может претендовать как минимум на 100 млрд. (золото) и 300 млрд. долл. (недвижимость).
На фоне этих российских "клондайков" не столь солидно выглядят кредиты того же МВФ, приравниваемые некоторыми нашими СМИ или к акту национального спасения России (в случае получения кредитов), или, наоборот, к национальной трагедии (в случае отказа или замораживания какого-либо зарубежного транша по политическим причинам).
Итак, за рубежом Россия располагает, с учетом своего золота и недвижимости, по меньшей мере суммой в 400 млрд. долл. Члены нашего общественного экспертного совета по материальным и культурным ценностям за рубежом при Российском фонде культуры за последние 10 лет неоднократно озвучивали эти цифры в СМИ, я написал по этой проблеме три книги и опубликовал свыше ста статей в отечественной и зарубежной печати. В январе 1995-го и в марте 1999 г. мне довелось выступить на совещаниях в правительстве и в Совете безопасности РФ, и в итоговых протоколах обоих совещаний проблема зарубежных российских "клондайков" была признана актуальной, особенно в свете выплаты внешних долгов России. Но, к сожалению, никаких практических мер принято не было. И самое главное, не было реализовано ключевое предложение нашего экспертного совета - создание вместо 18 (!) "контор", ведающих сегодня зарубежными долгами и богатствами России, одного федерального агентства по управлению российской собственностью за рубежом.
И вот, кажется, недавно такой сдвиг в сознании людей государственных и заботящихся о государстве все-таки произошел. Госдума предыдущего созыва в 1999 г. приняла наконец Федеральный закон "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом", причем в законе одна из статей предполагает создание специального федерального органа. Но, к сожалению, тезис этот не отличается конкретностью, а речь должна идти именно о федеральном агентстве, чтобы российская собственность не уплыла в чьи-нибудь ловкие руки. Эту же идею на стадии обсуждения многострадального закона в 1995-1997 гг. (я тогда входил в рабочую группу думских экспертов по подготовке проекта) поддержали Владимир Путин (тогда заместитель руководителя администрации президента РФ по внешнеэкономическим связям), Евгений Примаков (тогда директор Службы внешней разведки, а затем министр иностранных дел), Аркадий Вольский (президент Союза промышленников и предпринимателей РФ), а также несколько влиятельных губернаторов.
Что эта игра стоит свеч, подтвердил ряд косвенных акций из-за рубежа: в конце 1997 г. в наш экспертный совет обратилась некая фирма, связанная с детищем Анатолия Чубайса и Максима Бойко - Российским центром приватизации (РЦП). Фирма скромно попросила нас безвозмездно поделиться с ней нашим банком данных о бывшей советской недвижимости за границей: о стоимости зданий посольств и торгпредств, земельных участков и дач, а заодно и сведениями о "царском золоте" (где лежит, сколько стоит и т.п.).
За десять лет постоянного "пробивания" своей идеи (у российской собственности за рубежом должен быть один хозяин - государство!) у нас сложились неплохие партнерские отношения с нашими зарубежными коллегами. Благодаря этому мы зарегистрировали в январе 2000 г. в Париже Международную юридическую ассоциацию "Эритаж" ("Наследие"), объединившую многих европейских юристов ЕС, специалистов по недвижимости, и без труда установили, что за "конторой Чубайса" стоит Европейский банк реконструкции и развития, готовый "отвалить" РЦП до 300 млн. долл. за оценку "царской", советской и российской недвижимости (напомню, что сама российская собственность оценивается как минимум в 300 млрд. долл.). Почему, спрашивается, этим так заинтересовался ЕБРР? А чтобы в случае дефолта по внешним долгам (200 млрд. долл.) забрать за долги и продать с аукциона российскую собственность, принадлежащую, по сути, всем поколениям россиян. Именно так прочитывалось это желание известного европейского банка заполучить "скромную" информацию о нашей собственности.
По счастью, далеко не все в нашем отечестве готовы продать Россию за "зеленые" (причем гораздо дешевле того, что она действительно стоит). В апреле по проблемам российской собственности за рубежом планируется провести заседание комитета по международным делам Совета Федерации, а в решении проблемы самое заинтересованное участие принимает руководитель комитета, губернатор Новгородской области Михаил Прусак. Создана специальная комиссия, в которой будут работать представители Госдумы и Совета Федерации, а возможно, будет принято решение и о проведении парламентских слушаний с участием двух палат, поскольку в июне прошлого года президент России Борис Ельцин отклонил Федеральный закон "Об управлении собственностью РФ, находящейся за рубежом". Российская собственность за рубежом давно нуждается в инвентаризации, и, по моей информации, этим заинтересовался Рем Вяхирев и даже выразил желание профинансировать эту акцию, которая на самом деле представляет собой трудоемкий процесс с участием специалистов только высокого класса. Что же касается доработки закона, то в нем имеет смысл окончательно закрепить принципиально важное положение: единственным хозяином российской собственности за рубежом должно быть государство, действующее только через специально созданный орган - Федеральное агентство по управлению и защите российской собственности. Хотелось бы надеяться, что эта идея найдет поддержку уже нового президента России, а Закон "Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом" после необходимых юридических уточнений будет им наконец подписан.