ВЧЕРА Владимир Путин впервые близко познакомился со стратегическим оружием, которым он как Верховный главнокомандующий будет руководить в ближайшие четыре года. Выйдя глубокой ночью из Североморска на борту ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-18 "Карелия" (в НАТО такие лодки называют "Дельта-4"), он наблюдал за ходом учений разнородных сил Северного флота.
Ракетные и артиллерийские стрельбы выполняли наиболее современные и боеготовые корабли СФ - авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", ракетный крейсер "Петр Великий" и большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко". Именно эти боевые единицы готовятся к походу в Средиземное море, который, как сообщил корреспонденту "НГ" командующий СФ Вячеслав Попов, состоится в конце года. С расстояния в 20 кабельтовых (3,7 км) Путин увидел самый эффектный эпизод учений - пуск ракеты РСМ-50 из Баренцева моря по Камчатскому полигону, который выполнила подлодка "Борисо- глебск".
Еще накануне командование ВМФ уверяло, что единственная цель поездки и.о. президента на СФ - награждение морских пехотинцев 61-й отдельной бригады, отличившихся в Чечне. В числе тех, кто получил награды, - вдова умершего в Чечне генерал-майора Александра Отраковского, которой была передана Золотая Звезда Героя России. И.о. президента в публичных выступлениях не углублялся в военные темы, однако заявил: "Было время, когда казалось, и флот России не нужен, и армия не востребована. Теперь все поняли, что это - глубокое заблуждение". Путин уверен, что в обозримом будущем к подобным рассуждениям возврата не будет.
Официальной информации о темах бесед главы государства с военачальниками нет. Однако, как сообщил корреспонденту "НГ" секретарь Совета безопасности России Сергей Иванов, речь шла о перспективах развития атомного подводного флота России. Судя по всему, основной темой обсуждения стала судьба морской составляющей стратегических ядерных сил (СЯС) и, прежде всего, самых мощных отечественных подлодок стратегического назначения (в России они известны под наименованием "Проект 941", на Западе - "Тайфун"). Из шести ракетоносцев этого типа, по официальной информации, четыре в строю, один - на ремонте и один сдан на утилизацию. Некоторые эксперты утверждают, что число боеготовых лодок ниже - три или даже две. Восстановление "Тайфунов" - очень дорогое дело для государства, однако командование флота настаивает на увеличении финансирования этой работы. Понять моряков можно, поскольку адекватной замены "Тайфунам" нет. Оптимисты считают, что единственная субмарина нового поколения "Юрий Долгорукий" войдет в строй к 2004 г., пессимисты говорят о конце десятилетия. С другой стороны, восстановление "Тайфунов" потребует немедленного возобновления ранее прекращенных крайне дорогостоящих программ, прежде всего по созданию ракеты "Барк".
На фоне такой сложной ситуации выход Путина в море и наблюдение за учениями - удачный тактический ход командования ВМФ, всеми силами стремящегося реализовать решения июльского 1998 г. заседания Совбеза об увеличении доли морской составляющей СЯС с 30 до 50%. В пользу моряков говорит и то, что Путин остается членом Военного совета ВМФ и, как многие другие выходцы из Санкт-Петербурга, более благосклонен к флоту и судостроению, чем к другим военным сферам.
Проблема состоит в том, что новый глава государства должен решить - кто лишится средств, которые нужно отдать флоту. Это очень непросто сделать на фоне крайне необходимых модернизации обычных вооружений и завершения других стратегических программ. Нельзя не заметить, что на погруженной подлодке, в обстановке, приближенной к боевой, трудно принимать взвешенные решения о судьбе крайне дорогостоящих военных программ. Остается надеяться, что Владимир Путин при обсуждении проблем военного строительства во время визита на флот проявил ту же взвешенность, что и на предшествовавшем подводному походу совещании о проблемах Северного морского пути. Эта проблема заслуживает отдельного подробного рассмотрения. А сейчас следует подчеркнуть, что глава государства хотел прежде всего публично продемонстрировать свою политику в отношении крупного капитала.
В ходе совещания Путин подчеркнуто стремился не столько дать руководящие указания и принять скоропалительные решения, сколько выявить позиции сторон, интересы которых противоречат друг другу. Речь, в частности, шла о том, что управление ледокольным флотом сосредоточено в руках АО "Мурманское морское пароходство", обладателем контрольного пакета акций которого является компания "ЛУКОЙЛ". Такое положение, судя по всему, не устраивает руководство РАО "Норильский никель", которое неспособно без помощи атомных ледоколов вывозить из Восточной Сибири свою продукцию.
Похоже, что, пригласив на совещание все заинтересованные стороны и прессу, глава государства еще раз провозгласил, что основная обязанность государства по отношению к экономике - это "быть гарантом выполнения правил и законов".