0
929
Газета Политика Интернет-версия

05.04.2000 00:00:00

Чтобы удержать Чечню, нужно изменить Россию

Сергей Казеннов

Об авторе: Казеннов Сергей Юрьевич - заведующий сектором геостратегических проблем ИМЭМО РАН.
Кумачев Владимир Николаевич - вице-президент Института национальной безопасности и стратегических исследований.

Тэги: Чечня


СЕГОДНЯ все понимают, что в Чечне не может быть силового решения. Как ясно и то, что федеральный Центр пока не способен предъявить другие достаточные аргументы для завершения контртеррористической операции в Чечне и развертывания деятельности по реинтеграции Чечни в российское политическое, экономическое, правовое пространство. Так, трудно представить, что в нынешней российской ситуации, даже при целенаправленной политике со стороны федерального Центра, умиротворение Чечни, ее замирение с Россией может базироваться на экономическом факторе. На экономическое развитие всего Северного Кавказа в предстоящие несколько лет предполагается расходовать из федеральных средств и различных фондов не более 1,5 млрд. долл. в год. А по предварительным оценкам, на одну только Чечню, ее восстановление и развитие необходимо расходовать не менее 1,5-3 млрд. долл. в год в течение десяти лет. При этом неизбежны заранее предсказуемые неэффективные расходы и разворовывание значительной части выделяемых средств. Такими же неэффективными будут "шефство" российских регионов над Чечней, различными ее частями, создание в Чечне филиалов и предприятий-смежников. Нет оптимизма и по поводу восстановления Чечни в качестве важного инфраструктурно-транспортного коридора, в том числе по транзиту нефти. Сегодня и завтра Чечня - это инфраструктурный тупик. Чисто "совнархозовскими" являются планы создания единого Северокавказского хозяйственного комплекса с внутрирегиональным разделением труда. Для этого весьма мало таких оснований и еще меньше возможностей финансирования такого суперпроекта, к тому же здесь могут возникнуть политические проблемы.

"Экономика" Чечни сегодня существует во многом за счет криминальной и теневой подпитки, в том числе за ее пределами, из других регионов России. Переломить ситуацию можно только в том случае, если попытаться коренным образом трансформировать ту модель социально-экономического поведения населения Чечни, которая выработалась здесь в последнее десятилетие, - бандитизм, набеги на окружающие территории, работорговля, криминальное поведение за пределами Чечни и т.д.

Можно ли восстановить у чеченцев "память" о другом социально-политическом поведении (ведь они прекрасные, самоотверженные труженики)? Как сделать так, чтобы чеченское общество не ориентировалось на полуграмотных, пусть и смелых и отчаянных абреков? Прежде всего здесь важен фактор времени. Но Россия, федеральный Центр должны Чечне в этом серьезно помочь. Причем не только и не столько экономическими вливаниями, которых сегодня в Чечне просто не оценят, особенно после понесенных жертв в ходе второй чеченской войны: российское присутствие так и не стало для чеченцев справедливым. Даже первоочередная наладка нефтекомплекса Чечни наверняка столкнется с серьезными трудностями, в том числе с опасностью терроризма.

Думается, есть два главных аспекта в отношениях между федеральным Центром и Чечней, где действительно могут быть осуществлены прорывы, способные существенно повлиять на улучшение и гармонизацию этих отношений, на реинтеграцию Чечни в российское политическое, экономическое, правовое пространство. Эти два главных аспекта связаны с государственным устройством (проблема "независимости") и идеологией ("борьба с неверными"). Собственно, в рамках именно этих двух аспектов чеченские лидеры и пытались решать свои экономические и геополитические задачи.

К сожалению, по большей части со стороны Москвы Чечня слышала лишь то, что она - часть "великой и неделимой" России, которая никогда больше из Чечни не уйдет. Не делалось даже особых попыток обеспечить соответствующее информационно-пропагандистское сопровождение действий России на Северном Кавказе. Например, чтобы объяснить населению Чечни всю несостоятельность надежд на ее чудесное превращение во второй Кувейт в случае обретения ею независимости и обеспечения выхода к морям через соответствующую инфраструктуру. Монархическая власть Кувейта, например, не разворовывает нефть и доходы от ее реализации, напротив, создает нефтефонд для будущих поколений и т.д.

В Чечне, с начала 90-х годов, по сути, предоставленной самой себе, все было по-другому, не правда ли? А после Хасавюрта, когда чеченские власти получили карт-бланш от деморализованной кремлевской власти, как они его использовали? Чечня проваливалась в средневековье со спутниковыми телефонами и иномарками. Она превращалась в один из центров глобальной организованной преступности со всем соответствующим набором: базами подготовки террористов, центрами по переработке и транспортировке наркотиков, производству поддельной валюты, захватом заложников и работорговлей, причем все это чуть ли не в качестве государственной политики. Чечня могла претендовать на статус отнюдь не субъекта международного права, а субъекта бесправия, беспредела.

Ясно, что даже если бы Россия не предприняла нынешнюю контртеррористическую операцию, уже очень скоро Чечня оказалась бы под мощным прессом мирового сообщества. При этом стремление положить конец криминально-террористическому очагу на территории Чечни оказалось бы в итоге куда выше, чем желание насолить России и окончательно подорвать ее влияние на Кавказе и в прилегающих регионах. Запад уже имеет пример "независимого Косово", а криминальная Чечня к тому же объективно очень мешала бы прокладке нового "Великого шелкового пути" из Европы в Азию. Ну а попытки руководства "независимой" Чечни расширить свои владения от моря до моря, превратить другие республики и народы Северного Кавказа (да и Закавказья) в вассальные придатки Великой Ичкерии рано или поздно вызвали бы самый жесткий отпор и спровоцировали бы серьезный общерегиональный конфликт.

Таковы перспективы "независимой" Чечни. Повторяем, разъяснение даже не позиции и интересов России в регионе, а реального положения дел и перспектив для Чечни и ее народа оказалось отнюдь не приоритетным делом российской информационно-пропагандистской машины. Другой вопрос, имелась ли у Кремля приемлемая концепция? Очень слабо просматривалась общегосударственная политика на Северном Кавказе, по сути, ничего не было сформулировано в противовес "глотанию суверенитетов", собственно, и положившему начало нынешнему кризису в регионе. Отсюда и разновекторная политика в отношении Чечни у каждого ведомства, у каждого олигарха. Неудивительно, что только к концу 1999 г. хоть как-то заработали Информагентство и радиостанция "Кавказ" в целях противостояния деятельности Удугова и его команды. До самого последнего времени на территории Чечни работало телевидение Масхадова. Только с осени 1999 г. (по указанию и.о. президента) правоохранительные органы России начали принимать хоть какие-то меры в отношении структур, финансово подпитывающих сепаратистов.

Именно поэтому приоритетом Кремля в отношении Чечни стал "голый" силовой аспект, где-то на втором плане - экономический, а идеология оказалась в глубоком загоне, впрочем, как и в России в целом. Не будем говорить, как ущербно стоит вопрос идеологического обеспечения реформ в России, это отдельная тема, а вот в Чечне идеологический вакуум, кстати, очень быстро был заполнен вполне определенным образом. То, что происходило и все еще происходит в России, вызывает у большинства чеченцев неприятие, отторжение. В России все позволено, так почему это не позволено в Чечне, где все лишь принимает куда более брутальные формы, с горским колоритом и традициями. Поглядите, что творится у вас в России, зачем и какой порядок вы пришли к нам наводить, спрашивают российских военных чеченцы. Генерал Шаманов, собирая сход местных жителей в Чечне, вопрошает: почему вы терпите, что живете в лачугах, а рядом стоят каменные дворцы, владельцы которых обворовали вас? Так вот, Владимир Шаманов мог бы выйти на площадь ЛЮБОГО российского города и поселка и спросить то же самое.

То, что общероссийский бардак принял в Чечне весьма специфические формы - лишь фрагмент общей картины. Именно это очень облегчило руководству Чечни поиск (в чем оно, увы, преуспело) работающих идеологических конструкций, способных держать соплеменников в повиновении, найти виноватых за пределами республики. И даже если убрать религиозный аспект, которым чеченское руководство пыталось освятить и подкрепить в глазах народа свое право на власть, Россия и россияне в глазах многих обитателей национальных окраин, где социально-экономические противоречия неизбежно пересекаются с противоречиями национальными, остаются НЕВЕРНЫМИ, ведущими беспутную, несправедливую жизнь, воплощающими в себе скорее зло, чем добро. Кстати, это является серьезнейшей подпиткой для сепаратизма, национального эгоизма и этнического криминала.

И пока в России не произойдет подлинного очищения и самоочищения, пока у власти не окажутся честные, авторитетные, ответственные элиты, ситуация на российской периферии, в регионах, в том числе (крайний случай) в Чечне, НЕ ИЗМЕНИТСЯ, если не усугубится. Готово ли на это российское общество, российские элиты, нынешнее российское руководство - ответ на это мы получим уже в ближайшее время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Михаил Сергеев

В металлургии и горнодобывающем секторе доминируют негативные изменения

0
543
Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Екатерина Трифонова

Минюст поддерживает продолжение подконтрольной монополизации

0
492
Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На региональном управлении сказался изменившийся баланс внутривластных групп

0
572
Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Ольга Соловьева

Низкий спрос на сырье в Китае может потребовать дополнительного сокращения квот

0
552

Другие новости