Данный опрос проводился, когда результаты президентских выборов были уже известны. Впрочем, фаворит определился заранее, единственное, что накануне еще оставалось предметом обсуждения, - понадобится ли второй тур. Победа Владимира Путина с первой попытки лишь подтвердила его абсолютное лидерство, что соответствующим образом отразилось на результатах рейтинга: дополнительный рост среднего балла влияния на 0,3 при увеличении отрыва от ближайшего номинанта до 2,3 балла. Кроме того, Путин по-прежнему имеет наивысший средний балл с учетом знака влияния (+4,0). Надо сказать, что начиная с октября прошлого года, когда Путин впервые возглавил рейтинг, его средний балл, так же как и отрыв от ближайших "преследователей", постепенно увеличивался. Прогноз, основанный на формальной экстраполяции результатов экспертиз, говорит о наличии вполне определенной тенденции. Однако достаточно ли для прогноза только математической закономерности? Вряд ли есть основания полагать, что плавный ход течения нарушится. Несомненно, президент (теперь уже без приставки "и.о.") сохранит свое лидирующее положение. Вместе с тем вполне возможны достаточно резкие колебания средних баллов влияния как у самого Путина, так и у других политиков, даже если объективные обстоятельства будут благоприятны. В целом ситуацию в умонастроениях людей можно охарактеризовать как переход от ожиданий-"авансов" к ожиданиям-"долгам", будь то ожидания электората ("оправдание надежд") или ожидания оказавших Путину поддержку в предвыборный период групп влияния ("платы по счетам"). От сохранения баланса между "авансами" и "долгами" во многом будет зависеть стабильность ситуации в обществе.
Пока же, по результатам мартовского опроса, ближайшие к Путину три политические фигуры следующие: имеющий официальный статус депутата Госдумы Борис Березовский, глава администрации президента Александр Волошин и министр финансов Михаил Касьянов. Кстати, в феврале все они занимали те же места. А вот на 5-е место поднялся набравший на президентских выборах около 30% голосов лидер фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов (в феврале 6-е место). Вслед за ним идет председатель Центризбиркома Александр Вешняков (6-е место против 8-го в феврале). Сохранили свое присутствие в первой десятке рейтинга те, кого в средствах массовой информации называют олигархами, а именно: депутат Госдумы Роман Абрамович (7-е место), председатель правления "Газпрома" Рем Вяхирев (8-е) и глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс (9-е).
Среди других изменений в первой двадцатке ведущих политиков страны можно отметить заметное понижение рейтинга председателя Госдумы Геннадия Селезнева (19-е место против 10-го в феврале) и, напротив, его повышение у мэра столицы Юрия Лужкова (12-е место против 17-го). Первая двадцатка в марте пополнилась лишь одним человеком - министром по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Михаилом Лесиным (18-е место). Последнее весьма символично, поскольку наряду с вопросами о курсе и команде нового президента только вопрос о свободе слова и роли государства в СМИ дискутируется столь же заинтересованно. Судя по результатам опроса, повышение рейтинга Лесина не сопровождается ростом оптимизма у большей части экспертов - его средний балл с учетом знака влияния составляет достаточно большую отрицательную величину (-1,60).
* * *
ПРИ ЕЛЬЦИНЕ было гораздо проще. По крайней мере для социологов и опрашиваемых экспертов. Существовал главный критерий политической влиятельности, которая определялась либо вхождением в так называемую Семью, либо близостью того или иного политика к отдельным ее представителям.
У Путина таких близких, как у Ельцина, "родственников" нет. Есть ряд фигур, пришедших вместе с ним или приведенных им позже во власть. Однако их влияние за три месяца пребывания в Кремле Путина, по крайней мере в рейтингах, не стало таким уж заметным. Исправит ли время такое положение вещей или оценки по-прежнему будут выставляться большинству фигур "ельцинской эпохи", политологи пока затрудняются сказать. Кто-то утверждает, что появление новой президентской Семьи неизбежно (видимо, имея в виду чуть подкорректированную старую), кто-то сетует на то, что времена изменились и "родственные" отношения в Кремле - дело прошлое.
Впрочем, пока, судя по рейтингам, побеждают приверженцы первой точки зрения. Позиции таких людей, как Березовский, Волошин и Абрамович, переместившийся, правда, с 5-го на 7-е место, по-прежнему главенствующие. И поскольку президентские выборы стали основным и чуть ли не единственным политическим событием марта, влияние этих людей на исход голосования признается экспертами наивысшим. И Березовский, и Волошин опередили главу Центризбиркома Александра Вешнякова и основных после Путина претендентов на президентское кресло.
Однако нельзя исключать, что многим из попавших в двадцатку ведущих политиков могут просто по инерции выставлять высокие баллы. Лучше всего это иллюстрируется показателями Григория Явлинского. Его рейтинг по сравнению с предыдущим опросом не только не упал, но и вырос на три пункта, хотя опрос проводился уже после президентских выборов и его низкий результат не мог остаться тайной для экспертов. Но и Березовский в этом смысле - не самый худший пример. Ни отказ в автоматическом продлении лицензии ОРТ (одна из причин повышения рейтинга министра по делам печати Михаила Лесина), ни его физическое отсутствие в России, ни покупка 30-процентного пакета Николаевского глиноземного завода на Украине его главным конкурентом на рынке алюминия - "Сибирским алюминием", близким к "клану Чубайса", не сказались на его рейтинге. Как он был вторым по влиятельности в феврале, так и остался, даже увеличив свое влияние.
Зато другой олигарх - Анатолий Чубайс остался на прежних позициях. Видимо, закулисная борьба вокруг формирования правительства, начавшаяся задолго до 26 марта, никак не отразилась на результатах опросов. В противном случае Антолий Чубайс не уступил бы в влиятельности Алексию II. (Ему отдают высокие места, видимо, по инерции - в январе Путин как-то зачастил в церковь, и все решили, что к "православному" мнению будут теперь внимательно прислушиваться.)
Между тем работа над экономической стратегией России и соответственно будущего правительства идет уже не первый месяц, а "прочубайсовский" и по идеологии, и по кадровому составу Центр стратегических разработок, хотя его деятельность оценивают и неоднозначно, по-прежнему играет в этом определяющую роль. Однако на чубайсовских показателях это никак не отразилось.
Незаслуженно "обидели" и еще одного олигарха. Петр Авен не попал в первую двадцатку ведущих политиков, хотя усиление позиции "Альфа-групп", по крайней мере в администрации президента, никем не оспаривается. Зато влияние Владимира Гусинского странным образом увеличилось, даже несмотря на полное поражение "его" кандидата на президенсткое кресло Григория Явлинского.
Вообще "Путин и олигархи" - тема нынче очень модная. Февральские опросы, проводившиеся под знаком путинских заявлений о дистанцировании от крупного бизнеса, показали, что эксперты не слишком доверяют этому тезису. В марте и.о. президента пообещал и вовсе уничтожить олигархов как класс. Эксперты отреагировали на это так же, как в прошлом месяце: понижение рейтинга наблюдается лишь у Романа Абрамовича. Остальные как были у руля, так и остались. По идее такое положение вещей должно было сказаться на рейтинге самого Владимира Путина, ведь либо его заявления не способны влиять на ситуацию, либо в искренность его намерений просто не верят. Однако Путин по-прежнему продолжает набирать очки. И дело не только в его победе на президентских выборах и неком авансе, выданном ему населением. Выборы он выиграл еще 31 декабря прошлого года, и уже три месяца (несмотря на приставку и.о.) является полноценным президентом страны.
Фактически за два с половиной месяца если и не была создана новая система власти в России, то фундамент новых взаимоотношений между различными ее структурами уж точно был заложен. Кремль, долгие годы являвшийся раздражителем и для правительства, и для Думы, и для Совета Федерации, постепенно перестает быть таковым. Парламент сформирован таким образом, что возможность конфликтов с президентом и его администрацией легко гасится. О кабинете министров вообще говорить не приходится. Надо быть Ельциным, чтобы назначить его главой того, с кем было бы затруднительно договариваться. Путин - совсем другой. Остается Совет Федерации, но и он, как оказалось, готов выстраиваться под нового лидера. Даже если этот лидер забрасывает пробные шары на предмет серьезного ограничения полномочий региональных лидеров. Вся политика отныне делается в Кремле, остальным, будь то его сторонники или так называемая оппозиция, отводится роль реагирующих на кремлевские идеи, и то в строго заданных рамках.
Таким же "реагированием", только со стороны экспертов, можно назвать и оценки, выставленные мэру Москвы Юрию Лужкову. Он переместился с 17-го в феврале на 12-е место в марте. О каком объективном увеличении его влияния на политику может идти речь, не совсем ясно. Его заявление о том, что он будет поддерживать на президентских выборах Путина, вряд ли сыграло хоть какую-то роль 26 марта. "Отечество" уже не то. И поддержка Путина нужна была не и.о. президента, а самому Юрию Лужкову, дабы не выпасть окончательно из политического поля. Других каких бы то ни было значимых событий, связанных с московским мэром, за это время не происходило. И даже появление в одной предвыборной электричке вместе с хозяином Кремля никак не может стать свидетельством того, что к Лужкову в марте вдруг стали прислушиваться. Да и открытую форму конфликта Кремля и московского мэра нельзя считать завершенной - и ОРТ, и ТВЦ продолжают обмениваться любезностями. Зато Путин позволил себе несколько реверансов в адрес Лужкова, посетив мэрию и поставив Лужкова в пример другим региональным лидерам в плане хозяйственной деятельности. Видимо, это и стало причиной взлета его рейтинга.